Крушение самолёта Bek Air в Алматы: расследование завершено
Завершено проведение следственных действий по уголовному делу о катастрофе в аэропорту Алматы, где разбился самолет Fokker-100 авиакомпании Bek Air 27 декабря 2019 года, передает Arbat.media.
Об этом сообщает главная транспортная прокуратура.
В ходе расследования было проведено более четырех тысяч следственных мероприятий, включая осмотры, допросы и выемки, а также 150 судебных экспертиз и специальных исследований. По запросам оказания международной правовой помощи из различных стран, таких как Бельгия, Германия, Люксембург, Нидерланды и другие, была получена необходимая информация.
В настоящее время участники процесса изучают материалы досудебного расследования.
Напомним, 27 декабря 2019 года в 7:22 утра произошла авиакатастрофа: воздушное судно Fokker-100 авиакомпании Bek Air, выполнявшее рейс №Z2100 из Алматы в Нур-Султан, потеряло высоту при взлете и столкнулось с бетонным ограждением. В результате происшествия произошло столкновение с двухэтажным зданием.
Самолет дважды задел взлетную полосу хвостовой частью. На борту находилось 93 пассажира, включая трех младенцев, и пятерых членов экипажа. Трагедия унесла жизни 12 человек, в том числе журналиста интернет-портала Informburo.kz Даны Кругловой и председателя совета генералов Казахстана Рустема Кайдарова. Кроме того, погиб командир воздушного судна Марат Муратбаев, а 28 января 2020 года скончался второй пилот Миржан Мулдакулов.
После проведения проверок, начатых после авиакатастрофы, были выявлены многочисленные нарушения как в работе авиакомпании Bek Air, а также в сфере земельных отношений на территории, прилегающей к аэропорту Алматы. Основной версией причины крушения самолета было обледенение.
27 декабря того же года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил генеральной прокуратуре и министерству внутренних дел рассмотреть законность частной застройки в непосредственной близости от границы международного аэропорта Алматы.
Известный казахстанский юрист Бакытжан Базарбек сообщил 28 декабря, что земельные участки площадью в 150 гектаров в районе крушения самолета Fokker-100 находились в частной собственности женщины по имени Б. и были предназначены для сельскохозяйственного использования. Юрист также выявил многочисленные махинации, в которых участвовали местные чиновники.
Следующий этап развития событий отмечен 10 января 2020 года, когда было объявлено о том, что законность возведения дома у аэропорта Алматы будет изучена рабочей группой в регионе.
16 января стало известно, что строительство дома у аэропорта Алматы не было согласовано с отделом архитектуры и градостроительства Талгарского района.
2 апреля в антикоррупционной службе было объявлено о том, что бывшие акимы и ряд чиновников подозреваются в махинациях с землей у аэропорта Алматы.
24 июня стало известно, что в Талгаре начался суд по делу о махинациях с землей в районе крушения самолета Fokker-100.
3 августа в суде по этому делу адвокаты заявили отвод всему составу суда. Адвокаты также утверждали о давлении на риелтора Нурайым Алданиш за то, что она не признает вину, и указывали на многочисленные нарушения, включая отсутствие возможности ознакомления с материалами дела.
10 апреля 2021 года родственники погибшего пилота Марата Муратбаева сообщили, что при расследовании крушения были скрыты важные факты.
В апреле 2022 года была объявлена окончательная версия причины крушения самолета Fokker-100.
В январе 2024 года депутаты партии «Ак Жол» потребовали завершить расследование крушения самолета.