Новости Казахстана31 января 2024, 13:35

Крушение самолета Bek Air близ Алматы: депутаты требуют завершить расследование

Депутаты партии «Ак Жол» требуют завершить расследование крушения самолета Fokker-100 авиакомпании Bek Air в 2019 году близ Алматы. Запрос озвучил депутат мажилиса Аскар Садыков,  передает Arbat.media.

По его словам, в 2017 году главная транспортная прокуратура вносила аналогичное представление комитету гражданской авиации о сносе выявленных более 800 объектов, построенных в нарушение безопасности полетов вокруг аэропортов в Алматы, Актау, Атырау, Актобе, Усть-Каменогорске, Кокшетау, Таразе и Шыменте. Однако данное предписание не было выполнено, и 27 декабря 2019 года при жесткой посадке в аэропорту Алматы, самолет Fokker-100 выкатился на приаэродромную территорию и столкнулся с построенным там домом.

После происшествия фракция «Ак жола» направила депутатский запрос о полноценном расследовании причин трагедии. Однако, как сегодня выясняется, расследование не окончено до сих пор, – озвучил запрос Аскар Садыков.

Несмотря на то, что за незаконное выделение участков в зоне аэропорта были осуждены бывшие руководители земельных отношений Талгарского района и риелтор, и по официальной версии трагедии названа ошибка экипажа, у депутатов остаются вопросы. 

Прежде всего, почему «РГП «Казаэронавигация» отказалось изучить версию о попадании самолета в вихревой поток предыдущего борта, что нарушает аэродинамику. За одну минуту до взлета Fokker-100 взлетал авиалайнер Airbus, длина вихревого следа которого, по данным экспертов, может составлять 10-12 километров, - сказал депутат. 

Кроме того, по словам Садыкова, службами аэропорта «Алматы» плоскости самолета были обработаны антиоблединительной жидкостью («Defrost» ECO-4), которую они разбавили водой. Но, согласно данным производителя, эта жидкость не подлежит разведению водой, так как может произойти потеря свойств и замерзание.

Не менее важный вопрос: почему дом, в который врезался лайнер, находился на расстоянии десять метров от ограждения аэропорта, несмотря на то, что защитная зона должна составлять не менее 500 метров? - озвучил запрос депутат.

По мнению депутатов, эти факты не приняли в работу.

Согласно данным Генпрокуратуры, Антикоррупционной службой возбуждалось уголовное дело в отношении КГА, который, несмотря на имеющиеся 23 здания, угрожающих безопасности полетов – в ноябре 2018 года незаконно выдал сертификат годности аэродрому Алматы без ограничений.

12 января в ответ на обращение адвокатов семей пострадавших, прокуратура сообщила о прекращении этого дела, т.к. место столкновения самолета с домом «находится в 800 метрах и не относится к санитарно-защитной зоне». При этом, судя по всему, дистанция рассчитана от взлетно-посадочной полосы, тогда как согласно правилам, защитная зона должна рассчитываться от территории аэропорта, т.е. по его ограждению, где дом стоял всего в 10 метрах. Чтобы окончательно увести чиновников от ответственности, 31 марта 2023 года была принята новая редакция Правил выдачи сертификата годности аэродрома, где ответственность за «дополнительные меры безопасности полетов» переложена с КГА на эксплуатантов – т.е. на сами аэропорты. Но к АО «Международный аэропорт Алматы» претензии предъявить невозможно т.к. ужесточение требований обратную силу не имеет, – заявил Аскар Садыков.

Напомним, 27 декабря 2019 года в 7.22 самолет Fokker-100 авиакомпании Bek Air, летевший из Алматы в Нур-Султан (рейс №Z2100), при взлете потерял высоту и пробил бетонное ограждение. Произошло столкновение с двухэтажным строением.

Самолет дважды задел хвостовой частью взлетную полосу. Всего на борту было 93 пассажира, среди них три младенца, пятеро – члены экипажа. В авиакатастрофе погибли 12 человек, в числе которых – журналист интернет-портала Informburo.kz Дана Круглова и председатель совета генералов Казахстана Рустем Кайдаров. Также тогда погиб командир воздушного судна Марат Муратбаев, а 28 января 2020 года умер второй пилот – Миржан Мулдакулов. В результате проверок, начатых после авиакатастрофы, многочисленные нарушения нашли как в авиакомпании Bek Air, так и в сфере земельных отношений на прилегающей к аэропорту Алматы территории. Основной версией причины крушения самолета названо обледенение.

27 декабря президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в ходе совещания с занимавшими на тот момент пост премьер-министра Аскаром Маминым, генерального прокурора – Гизатом Нурдаулетовым, министра внутренних дел – Ерланом Туругмбаевым и министра здравоохранения – Елжаном Биртановым о ситуации по авиакатастрофе и принимаемых мерах дал поручение генеральной прокуратуре и Министерству внутренних дел изучить вопрос законности частной застройки в непосредственной близости от границы международного аэропорта Алматы.

28 декабря известный казахстанский юрист Бакытжан Базарбек сообщил, что земельные участки площадью в 150 га в районе между селами Гульдала и Альмерек Талгарского района, где произошло крушение самолета, были землями сельскохозяйственного назначения и находились в частной собственности женщины по имени Б. Он уточнил, что земля близко расположена к взлетно-посадочной полосе (всего 300-400 м, на запретной 3 км. зоне), и на ней запрещается не только строительство жилых строений, но и в связи с орошаемостью – занятие некоторыми видами сельскохозяйственной деятельности, связанными с животноводством, так как это может привлекать птиц, которые могут оказаться помехой для самолетов. Юрист рассказал о многочисленных махинациях, в которых фигурируют и местные чиновники. 

10 января 2020 года сообщалось, что законность возведения дома у аэропорта Алматы изучит рабочая группа в регионе.

16 января выяснилось, что строительство дома у аэропорта Алматы, в который врезался самолет Bek Air, не согласовывали с отделом архитектуры и градостроительства Талгарского района.

2 апреля в антикоррупционной службе сообщили, что бывших акимов и ряд чиновников подозревают в махинациях с землей близ аэропорта Алматы.

24 июня стало известно, что в Талгаре начался суд по делу о махинациях с землей в районе крушения самолета Fokker-100 авиакомпании Bek Air под Алматы.

3 августа в суде по делу о продаже земельных участков у аэропорта Алматы адвокаты заявили отвод всему составу суда. Адвокаты тогда заявили о давлении на риелтора Нурайым Алданиш за то, что она не признает вину. В числе нарушений, на которые указывает ее защита, также то, что ей даже не дали ознакомиться с материалами дела, по которому ее подвергли уголовному преследованию.

10 апреля 2021 года родственники погибшего пилота Марата Муратбаева сообщили, что при расследовании крушения самолета были скрыты важные факты.

В апреле 2022 года названа окончательная версия причины крушения самолета Fokker-100.

крушение самолета Bek Air Ак Жол расследование

Новости по теме