Долги в полмиллиона долларов и космическая орбита: как предприниматель из Караганды строит бизнес будущего
Можно ли быть успешным предпринимателем в Казахстане, не прибегая к откатам и не цепляясь за госбюджет? История Артёма Слесаренко из Караганды — наглядный пример того, как упорство, смекалка и жажда новых возможностей могут привести к созданию бизнеса сразу в трёх кардинально разных направлениях: промышленное производство, геймдев и космические технологии, сообщает Arbat.Media.
В интервью Youtube-каналу Parasat Business Club Артём Слесаренко рассказал о том, как построить устойчивый бизнес, какие препятствия встречаются на пути и почему быть умным в Казахстане — это модно, полезно и перспективно.
Промышленное производство
Первый бизнес — это промышленное производство, — рассказывает Артём. — Я производственник из Караганды с 20-летним стажем, из которых 18 лет — предпринимательская деятельность. Наша компания занимается производством для гражданского и промышленного строительства: кабельные лотки, металлопрофиль и подконструкции для солнечных электростанций.
Состояние производства в Казахстане Артём оценивает скептически:
Промышленное производство — это жирный кусок, от которого 70% дохода приносит нефтегазовый и горнорудный сектор. Сложности у нас везде: в частном секторе, государственном и даже с иностранными инвесторами. Инвестиции приходят в Казахстан, но что мы видим на практике? Вся прибыль и товары завозятся из-за границы. Например, турецкие подрядчики получают налоговые льготы на поставки своих товаров и оборудования. В итоге деньги уходят из страны. При этом производство — самая неблагодарная профессия. Ты должен нести все риски: налоговые, производственные, управленческие. Когда ты продавец, можешь вернуть бракованный товар поставщику. А когда ты производишь, то отвечаешь за все сам. У нас в Казахстане не любят своих. В Узбекистане поддерживают местных производителей, у нас же спрашивают «где скидка?».
Артём подчеркивает необходимость развивать местный контент:
Нужно требовать от иностранных инвесторов закупать хотя бы 50% товаров и услуг у местных производителей. В Европе и США это работает, а у нас почему-то нет. Локальный контент помогает экономике развиваться за счет налогов, рабочих мест и компетенций.
Геймдев и интерактивное кино
Второе направление — это разработка видеоигр и интерактивного кино. Мы — первая студия в Казахстане, которая сняла интерактивное кино. Суть интерактивного кино в том, что зритель может управлять сюжетом, выбирая действия персонажа. Мы собрали команду из 130 человек и за 10 месяцев создали первый проект. Он стал успешным: 330 тысяч копий было продано по всему миру.
Работа над интерактивным кино была нелегкой:
Мы сделали дубляж на 22 языка, но на старте допустили ошибки. Например, китайский перевод оказался машинным, что вызвало негатив у китайской аудитории. Быстро исправили перевод и получили положительный отклик. В итоге 40% продаж в Steam пришлись на китайский рынок.
Космические технологии (SpaceTech)
Третье направление — SpaceTech. Мы долго думали, как туда войти. Раньше казалось, что космос — это только для больших корпораций вроде NASA и Роскосмоса. Но сейчас появилась новая реальность — New Space. Это стартапы с небольшими чеками. Мы начали с инвестиций в космическую погоду (геомагнитные бури) и проект по Интернету вещей.
Об ошибках
Ошибки неизбежны. Бизнес — это всегда риск и стресс. В 2007 году у меня было $500 тысяч долгов. Единственное, что пришло в голову — купить поддельные документы и уехать из страны. Но мы решили все проблемы. С тех пор отношение к трудностям изменилось. Буквально вчера случился один из факапов: банк внезапно понизил оценку нашего залога, в результате чего наши кредитные линии были приостановлены. Это поставило под угрозу инвестиционный проект, в который уже вложены значительные средства. Но с накопленным опытом я воспринимаю негативные новости спокойно. Пришлось срочно искать решения и договариваться с другим банком.