Астана стала самым загрязненным городом Казахстана
Астана возглавила список самых экологически загрязнённых городов Казахстана за период 2021–2025 годов. В 2024 году индекс загрязнения атмосферы в Астане достиг рекордного значения – 11, что стало самым высоким показателем среди всех городов страны, передает ArbatMedia.
Как пишут аналитики из Ranking.kz, помимо столицы, в данный список вошли Алматы, Караганда, Актобе, Темиртау, Сатпаев, Петропавловск и Талгар.
Веществами, загрязняющими воздух в Астане стали сероводород, оксиды углерода и азота, озон и мелкодисперсная пыль. Предельно допустимые концентрации (ПДК) некоторых веществ превышались кратно: озона – в 3,2 раза, пыли – в 1,8 раза. За год экодатчики фиксировали десятки тысяч таких превышений.
Даже летом, когда обычно атмосфера становится чище, концентрация пыли в Астане достигает 7,5-8,4 мкг/м³ при норме в 5 мкг. Осенью и зимой ситуация значительно ухудшается, превышая норматив от 3 до 5 раз.
Экологи отмечают, что тепловые электростанции и частный сектор уже не являются главной причиной загрязнения. Основным его источником стал транспорт. В июне 2025 года в городе насчитывается 468,4 тыс. автомобилей, и за последний год их стало больше на 20%. При этом 98,7 тыс. автомобилей – старше 20 лет, а почти половина всего автопарка – старше 10 лет. Отмечается, что машины с устаревшими выхлопными системами сильно загрязняют воздух.
Ситуация с автобусами в городе тоже критическая. Около 29% всех астанинских автобусов старше 20 лет. Несмотря на закупку 300 электробусов, в июне 2025 года только 68 автобусов работали полностью на электричестве, ещё 335 – на гибридном топливе.
Ранее акимат Астаны предлагал создать зону низких выбросов – туда въезд дизельным и бензиновым авто с высоким уровнем загрязняющих веществ был бы запрещён. Однако эта инициатива так и не воплотилась в жизнь.
В других мегаполисах, таких как Лондон, подобные меры действуют уже с 2019 года. Там водители авто, не соответствующих экологическим стандартам, платят ежедневные штрафы за въезд в специальные зоны.
Аналитики также предлагают заимствовать эффективные практики зарубежных стран, например Южной Кореи и Китая.
В Сеуле городские власти начали автоматически отслеживать загрязнения при помощи дронов и сенсоров. Кроме того, там реформировали и транспорт: устаревшие автомобили либо выводились из эксплуатации, либо переоборудовались под новые стандарты. Развивалась велоинфраструктура и рынок электромобилей. В городе также ужесточили контроль за строительными площадками, которые являются серьёзными источниками пыли – с помощью регулярных проверок и специальных фильтрующих установок.
Пекин, в свою очередь, реализует пятилетнюю экологическую программу, рассчитанную до конца 2025 года. Один из ключевых элементов политики – замена угольного отопления на газовое. Кроме того, в стране был введён жёсткий запрет на использование автомобилей, не соответствующих современным экологическим стандартам.
Отмечается, что Астане важно не просто повторять эти шаги, а адаптировать их под местные условия – климат, плотность населения, особенности городской планировки.