Placeholder
Коллаж: arbat.media
Новости Казахстана10 декабря 2023, 14:34

"Слово пацана" по-казахски: как школьники делили Алматы на территории банд

В странах СНГ завоевывает популярность российский криминальный сериал "Слово пацана" о молодежных группировках Казани конца 1980-х годов. В то время, когда столицей Казахстана был Алматы, здесь, как и в других городах, формировались свои "банды", поделившие город на районы, передает Arbat.media.

В феврале 1987 года в газете "Ленинская смена" была опубликована статья "Пацаны", в которой отмечалось, что Алматы имел две карты города: официальную, в которой были отмечены театры, школы, музеи, площади, и вторую — неофициальную, представленную местными "бандами" или молодежными группировками.

Среди таких объединений особо выделялись "Золотая орда", "Салем", "Драм", "Покер", "Дос", а также "Дерибас" и "Крепость", которые просуществовали уже более 25 лет. Они разделили город на свои зоны влияния.

Никто не знает об их тайном, но очень активном существовании. И не в силу особой конспирации. Просто никого никогда за 25 лет не настораживал факт существования таких групп, никто не пытался изучить скрытый, глубинный аспект жизни некоторой части молодежи Алматы.

Один из участников группировки на вопрос о распространении наркомании в городе указал на тесную связь с "бандами", формирующими вторую карту жизни в городе. Сильные "банды", по его словам, поддерживали связи с поставщиками из Чуйской долины и других зон, где произрастают наркосодержащие растения. Наркотики также доступны на базаре, требуется лишь умение распознавать знаки. Цены в городе считаются демократичными, и пацаны гордятся своим участием в этом.

Среди сильных "банд" выделялись "Крепость", контролировавшая район парка имени Горького, "Дерибас" при школе № 41, "Драм" в окрестностях театра Лермонтова, где собираются ребята из 120-й школы, и "Салем" при школе № 56. Ослабленные группы, в свою очередь, полностью зависели от влиятельных.

Члены группировок относятся к слову "пацан" совсем иначе, чем привыкло большинство людей. Стать "пацаном" и членом "банды" — это заслуга. Достичь статуса "пацана" и удержаться на этой позиции непросто, поскольку требуется безрассудство, сила и отчаянная смелость. У "пацанов" свои законы и мораль, которые кардинально отличаются от общепринятых. Смелость, по их мнению, должна быть хитрой и изворотливой. Защищать девушку, или "предъявлять" за нее, считается позорным. Бывшего "пацана" "банда" опускает до статуса "быка" и ставит на колени. Любовь у них не ценится, а скорее презирается. "Девчонки" — это те, кто "не сдаст", и они ходят только с "пацанами", а также должны быть готовы легко менять партнеров.

Еще один из участников группировки рассказал, что будь у него одна девушка, ему было бы легче, ведь с первого раза и не разобрать, кто из "девчонка" (отличница, комсомолка, маменькина дочка), а кто "крыса". А в случае, если за "крысу" придется предъявлять, то сразу с "пацанов" слетишь.

Он также отметил, что и девушки входят в состав группировок. У некоторых из них есть и свои общества: "Голден герлс", "Черные лисы", "Нейтралочки", "Сестры Салема". Они занимаются тем же, что и "пацаны". Дерутся, весело отдыхают, "ставят на счетчик", ходят в бары, "травку" курят и "прикидкой" интересуются.

"Поставить на счетчик" - одно из основных дел любой группы. Естественно, "банда" постоянно нуждается в деньгах. А в ее составе в основном школьники - седьмой, восьмой классы, так называемые "младшаки", девятый, десятый - "старшаки". Есть и "старики" - кто отслужил в армии, студенты, а также те, что отбыли срок изоляции от общества, а ныне не работают. Деньги нужны для того, чтобы хорошо отдохнуть, купить наркотики, организовать застолье. "Ставят на счетчик" обычно человека из другой "банды". Ему назначают сумму, которую он должен достать. Если в указанные сроки денег нет - "счетчик" накручивает проценты, которые выливаются в солидные цифры. Случается, что "старики" ставят на счетчик "младшаков" из своей же группы, чтобы проверить - "пацаны" они или так себе.

"Снять счетчик" можно лишь в двух случаях: или расплатившись, что является позором для "пацана", или подняв свою "банду" на драку, или, как говорят "пацаны": на "баклан". При этом на выяснение отношений должен пойти любой "пацан" - это его обязанность, долг как члена группировки. Отказ от участия в разборке является веским основанием "опустить в быки" члена "банды".

Школьники признавались, как надоели эти драки, постоянный страх нарваться на милицию. Ведь дерутся не просто несколько человек. Условия "баклана" оговариваются заранее - место, оружие, количество участников. Бывает, конечно, что конфликт, возникший между разными группами, регулируется мирным путем - договариваются "старики", но если переговоры неудачны, драка получается жестокой. Обычно "бакланы" проходят быстро. "Риск, граничащий с безумием" - особо престижный поступок группировки, поднимающий ее значимость среди других альянсов.

Члены объединений считают, что "банды", нужны "пацанам" для общения и являются надежным средством коллективной самообороны. Так, при любой неприятности у участников группировки имеется уверенность в поддержке товарищей.

Кроме "счетчика", есть у групп и еще один промысел. Так называемая "прикидка". Где-нибудь в баре, на улице высматривают модно одетого ("прикинутого") подростка и, как они выражаются, "обкатывают" его, иными словами, грабят. Есть более "вежливый" способ. Без ссоры, без драки. Жертве грабежа просто говорят: "Потаскаем?" Из этого вопроса нужно сделать выводы, что самое лучшее в этой ситуации - снять кроссовки, джинсы, пальто, куртку - то, что приглянулось "пацанам". Если он тоже является "пацаном", но из другой "банды", должен поднять своих и посчитаться за оскорбление, вернуть отнятые вещи. Если же ограблен не "пацан", а просто обыкновенный школьник, по их словам, "мальчик", вещи остаются во владении "банды". Есть тут и еще один хитрый способ добычи денежных средств. Если снятая вещь относительно нова, сын приносит ее домой и обманутые родители покупают для него остромодные кроссовки или штаны, выкладывая хорошую сумму. Уловка эта срабатывает надежно. Таким образом, двойной доход.

Выход из "банды", особенно зрелой, является нелегким занятием. По словам еще одного участника таких группировок, в некоторых объединениях есть оружие - самодельные пистолеты.

"Пацаны" отличаются от обычных школьников самоуверенностью, наглостью, смелостью и речью. Членов "банд" в основном присматривают "старики", они выбирают самых отчаянных.

В центровке "банд" - в "Салеме", "Драме", "Досах", "Вигваме" - стараются прописать в "пацаны" побольше детей высокопоставленных родителей - на случай того, чтобы от милиции отмазали. В "Параноиде", "Коктеме", "Слепых дворах" - честнее, там звание "пацана" поступками нужно заслужить. Обидно, конечно. Но ведь "пацан" в этом не виноват. Он бы отсидел, дело в родителях, - сказал школьник.

На вопрос о том, что считается непростительным для "пацана", подчеркнулось, что даже при плохих обстоятельствах сдача кого-то милиции, родителям или учителям является недопустимым. Независимо от того, был ли "пацан" избит и ограблен, его считают виноватым и за это он должен ответить сам. Примечательно, что милиция несерьезно относилась к группировкам и не связывала уже отбывающих наказание "пацанов" с существованием объединений.

В контексте отношений с родителями было отмечено, что "пацаны" испытывают страх и уважение к своим родителям, и в их кругах принято поднимать первый тост за них. 

Отношение органов охраны правопорядка с этими группировками можно отнести, пожалуй, к разряду парадоксов. То, что прекрасно известно любому школьнику города, до сих пор не получило официального признания. Органы милиции настаивали, что таких объединений не существует.

Эту информацию, увы, не рассматривали серьезно ни на каком уровне. Просто было решено считать, что группировки "не представляют социальной опасности". Но существовали истории, случившиеся в Алматы в 1980-х годах.

Так, 6 ноября 1984 года ученики школы № 12 Ержан, Гани, Адилет и Жандарбек пошли в "Детский мир" покупать куртку. На территории детского магазина их встретила подвыпившая компания.

Установив, что на территорию "Вигвама" (район школы № 39) забрели "досовцы", "хозяева" потребовали деньги. Те отказались платить. Началась драка. В этой драке получил серьезное ножевое ранение Ержан. Долгое время он провел в больнице. Спустя год досовцы посчитались с "Вигвамом" крупной дракой, во время которой, по словам "пацанов", одна из сторон стреляла.

Следуя законам, определенным "бандами", ни те ни другие не сказали в милиции о действительных причинах стычки, не назвали того, кто ударил ножом. Объяснили, что просто встретились с незнакомыми парнями и поссорились.

Во втором случае на одной из праздничных дискотек в школе № 54 был убит старшеклассник по имени Дмитрий. Суд наказал ученика школы № 41 за совершенное убийство. На первый взгляд, в совершенном преступлении нет логики, но "пацаны" все объясняют просто - столкнулись "Дерибас" и "Золотая орда".

В ноябре 1986 года Михаил, обучавшийся в школе № 41, шел по территории "Крепости" в районе парка имени Горького. Установив, что школьник - "дерибасовский", "хозяева" жестоко избили и ограбили его.

В марте 1985 года в один из вечером в туалете Дома культуры "Кок-Тобе" при неосторожном обращении с малокалиберным самодельным пистолетом ученик школы № 12 ("Дос") произвел выстрел, в результате которого был убит другой школьник. Как уже говорилось, каждая солидная "банда" имеет оружие.

Повесился ученик школы № 120. Прокуратура пытается разобраться в причинах самоубийства, которое не поддается никакой здоровой логике. По словам "пацанов", мальчика "поставили на счетчик", а он не смог его снять.

В образовательных учреждениях заявляют, что ни о каких группировках никогда не слышали и не видели. Как сказала директор школы, "Никакого "Дерибаса" нет, есть просто отдельные нарушители дисциплины".

Пока взрослые сидят сложа руки, ребята сами пытаются что-то выставить против "банд". В Алматы была организована еще одна "команда" из местных волонтеров - "Ганимед". Под этим символом объединились школьники, студенты, рабочие. Они взяли на себя сложную задачу - своими силами вести борьбу с негативными группировками, наводить порядок в городе при помощи незаконных средств: они вылавливали кого-то из "банд" и силой внушали правила поведения в обществе.

К чему рассказала эту историю? К тому, что опасаюсь, как бы опять не затянуло паутиной формализма добрые ростки. Как бы не стали в комитетах комсомола составлять списки "банд" и закреплять за ними "ответственных" комсомольских работников. Как бы не пытались превратить "Ганимед" в нечто вроде ДНД. Необходимо сохранить для ребят дух романтики. Противопоставить их романтику бесстрашия и патриотизма той уголовной, которой живут "банды". Нужен лидер. Не отчищенный, "анкетный", без сучка и задоринки, а такой, кто сможет противостоять главарям "банд".

Материал: Статья "Пацаны" специального корреспондента газеты "Ленинская смена" Евгении Доцук. 10 февраля 1987 года.

Ранее сообщалось, что новорожденного ребенка назвали Чушпаном в Казани.

Казахстан Алматы Пацаны Слово пацана Сериал криминал Районы ОПГ хулиганы Разделение воры точки авторитет школьники молодежь пацан

Новости по теме