В России предположили, что Казахстан так и не сможет найти замену КТК
Экономический обозреватель российского сетевого издания "Известия" Дмитрий Мигунов опубликовал статью, в которой рассказал, почему Казахстане не сможет обойтись без Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), передает Arbat.media.
Он отметил, что Казахстан хотя и продолжает искать замену российском трубопроводу, на данный момент никаких достойных альтернатив найти не смог. Даже обсуждаемый нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан (БДТ) не смог передать свыше 1% от общего экспорта страны.
Эксперт подчеркнул, что сейчас у Республики есть лишь несколько способов обойтись без КТК:
- увеличить поставки по железной дороге через Россию,
- перевозить нефть в Азербайджан и дальше по трубопроводам БТД и Баку – Супса,
- больше отгружать в Китай
- больше отгружать в Иран.
Читайте также: Почему казахская нефть застряла на Босфоре - министр нашел ответ
При этом в случае поставок по железной дороге крупных объемов экспорта не достичь, считает обозреватель. A если рассматривать вариант с Транскаспийским путем, то возникает проблема с танкерами.
Крупных танкеров в Казахстане за последние несколько лет стало вдвое меньше: Казмортрансфлот продал три из шести своих судов. К тому же нефть еще нужно довести до порта Актау, что требует дополнительных капиталовложений. При этом поставлять напрямую с месторождений невероятно сложно. Каспий мелеет и, например, для отгрузок с Кашагана нужно проводить крайне дорогие (до нескольких миллиардов долларов) и длительные дноуглубительные работы, - пояснил автор.
При этом строить трубу по дну Каспийского моря не получится из-за юридических казусов, связанных со статусом водоема.
Читайте также: Россия выступит против строительства газопровода в Каспийском море
Транспортировка нефти через Китай по маршруту Атасу – Алашанькоу, по словам обозревателя, обходится гораздо дороже, чем по КТК. Тарифы на трубопроводе выше сразу на 17%.
КНР активно увеличивает закупку нефти из России — не в последнюю очередь потому, что РФ предоставляет серьезные скидки. Казахстанской нефти в этих условиях конкурировать будет нелегко, - выделил эксперт.
Самое перспективное направление для Казахстана сейчас – Иран. Однако для этого страна должна достигнуть прорыва по ядерной сделке. A это, по мнению автора, событие отдаленного будущего. Таким образом, Мигунов отмечает, что выгодных альтернатив транзита нефти в обход России для Казахстана на данный момент нет. Однако он не исключает того, что Республика может отложить выгоду на второй план, ориентируясь только на свою политическую позицию.
Читайте также: На нефтепроводе КТК началась отгрузка нефти
Протяженность трубопровода Тенгиз - Новороссийск составляет 1 511 километров. По этому маршруту транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии.
Напомним, что 6 июля 2022 года появилась новость о том, что приморский районный суд Новороссийска постановил приостановить деятельность КТК на 30 суток под предлогом экологических нарушений. Тогда премьер-министр РК Алихан Смаилов провел оперативное совещание по этому поводу, а экономисты и эксперты подсчитали возможные финансовые потери Казахстана.
О том, есть ли в ситуации с КТК политические мотивы, рассказали пресс-секретари Токаева и Путина. Политолог Никита Шаталов назвал приостановку КТК "недоразумением".
В S&P Global отмечают, что КТК также будет использован против потребителей из Европейского Союза, что может нанести ущерб Казахстану. При этом, если отключить трубопровод на длительный период, то Казахстан сможет перенаправить менее трети объема от экспорта через КТК, считают эксперты. Они подчеркивают, что это будет связано с большими логистическими затратами.
Тем временем, новости о приостановке трубопровода КТК стали одним из факторов, из-за которых нацвалюта ослабла с начала июля 2022 года.