Систему социального обслуживания улучшат в Казахстане
С 1 июля в Казахстане начнется модернизация системы соцобслуживания населения, предусматривающая повышение доступности специальных соцуслуг для лиц с инвалидностью, передает Arbat.media.
Как отметили в Минтруда и соцзащиты населения, в стране появится цифровая карта семьи, определяющая потребности населения в соцуслугах. На базе ЦКС будут формироваться карты потребностей, определяться категории нуждающихся и доступность услуг с оказанием их в проактивном формате.
Обслуживание в крупных домах-интернатах перейдет на оказание услуг в малокомплектных организациях социального обслуживания. Так, предоставляющие услуги организации будут находиться в непосредственной близости к местам проживания нуждающихся граждан.
Крупные дома-интернаты будут трансформироваться в научно-методические центры системы социального обслуживания по внедрению новых технологий и повышению квалификации социальных работников или в многопрофильные малые дома социального обслуживания.
Кроме того, членов семей будут вовлекать в оказание услуг лицу, имеющему инвалидность. Родственники будут оформляться в качестве индивидуальных помощников с соответствующей оплатой труда и социальными отчислениями.
Для организаций, предоставляющих специальные социальные услуги, будет внедрен подушевой норматив. Для организаций, поставляющих компенсаторные технические средства, предельные цены. При этом гарантированная сумма будет периодически корректироваться с учетом изменений основных макроэкономических показателей страны, – говорится в сообщении.
Отмечается, что предлагаемые изменения расширят вовлеченность НПО и субъектов частного сектора в систему соцобслуживания. Это позволит обеспечить доступность специальных соцуслуг, особенно в сельских населенных пунктах.
Наряду с этим, предусматривается наделение новыми полномочиями комиссий по порталу социальных услуг, созданных при местных исполнительных органах:
- прием и рассмотрение в течение 5 дней заявления ЛСИ о некачественном товаре или услуги;
- направление заявления поставщику и контроль его исполнения;
- принятие решения о снятии поставщика с ПСУ и включении в список недобросовестных поставщиков.
Лицам, нуждающимся в соцобслуживании, предоставят возможность выбирать не только спецтовары и услуги, но и соцработников, предоставляющих им услуги.
Данный проект будет реализован в 2025 году. В этих целях в социальном кодексе предусмотрено формирование реестра социальных работников, в котором будет содержаться информация об их квалификации, видах и качестве оказываемых ими услуг.
К социальной работе будут допускаться только сертифицированные специалисты, прошедшие независимую систему оценки квалификации. Также предусмотрена новая система оплаты труда, учитывающая уровень квалификации, категорию и специфику предоставляемых услуг, — пояснили в Минтруда и соцзащиты.