Самая большая мечеть в Средней Азии выполнена в тенгрианских орнаментах
Громкое открытие прямо в середине 2022 года. Самая большая мечеть в Средней Азии. К ней приложил руку сам Нурсултан Назарбаев, чье имя увековечено на ее стенах.
Невозможно было устоять перед соблазном посетить главную на сегодня достопримечательность Астаны. Вот и журналисты arbat.media не стали себе отказывать в удовольствии посмотреть, куда были потрачены миллиарды средств от неназванных благодетелей и что там интересного можно найти. Параллельно поднимем тему культуры, остался ли Казахстан все еще светским государством, а также тот факт, что официальная позиция ДУМК давно озвучена: мы - исламская страна.
Перечислять все особенности внутреннего убранства и масштабы мечети бессмысленно, это давно сделали журналисты еще во время открытия. Однако наше внимание привлекло вот что: практически все оформление колонн, внешних элементов декора, а также ковров и потолков выполнено в тенгрианском стиле. Но для начала давайте разберемся, что такое тенгрианство.
Для справки: Тенгрианство - неоязыческий культ, в основе которого лежит пантеистеческое, политеистическое верование в Небо как верховное божественное существо. Название культа «тенгри» производно от китайского «тянь ди», что значит «владыка Неба» или «Бог».
Схожесть мотивов и тем мы попросили прокомментировать казахстанского историка Жаксылыка Сабитова.
Здесь можно отметить первое, что на самом деле, когда мы говорим про тенгрианство, мы мало представляем, чем являлось тенгрианство в средневековье. Было ли оно одно, различались ли разные варианты тенгрианства. То, что мы знаем о тенгрианстве, этого очень мало, поэтому говорить о том, что оно было единоцельным, или это был какой-то феномен, очень трудно. Тенгрианство не изучено как единое культурное явление до сих пор, - рассказал Сабитов.
Несмотря на это, мы все-таки уточнили, насколько уместны в дизайне мечети тенгрианские символы, которые давно стали частью казахской культуры. Несколько историков, к которым мы обратились, не ответили на вопрос. Позже мы написали в ДУМК, где пояснили, что все символы внутри здания и снаружи не имеют к тенгрианству никакого отношения. То есть принадлежат исключительно казахской культуре. Тот факт, что тенгрианство и есть часть казахской культуры, уточнять в управлении не стали.
Но если нет ответов у экспертов, то на помощь всегда придет Google. По запросу «тенгрианские символы» можно без труда отыскать целую серию материалов, а также изображений, которые лишь подтверждают, что казахская культура и орнаменты были неотъемлемо связаны. Практически каждый орнамент был выполнен с учетом той эпохи и вероисповедания. Для примера публикуем несколько изображений, схожих с орнаментами в самой большой мечети. Подтверждает эти доводы в материале The Steppe художник и дизайнер Ерлан Кожабаев, который более 20 лет исследует происхождение казахских орнаментов.
По его словам, первые элементы орнамента появились в эпоху тенгрианства. Тогда люди передавали свои знания и опыт с помощью наскальных рисунков и простых изображений. С появлением религии сюжет рисунков изменился. Другими словами, в различных орнаментах появился другой смысл и значение, однако их модульность и составные части остались неизменными по сей день.
После развала СССР в Казахстане снова произошел перелом в религии. Когда верить в бога снова разрешили, в стране начался рассвет ислама. Историк считает, что казахстанцам не стоит опасаться этого, и путь Афганистана или других исламских государств мы не повторим.
Я не считаю, что мы идем по пути Афганистана. Это нормально, когда меньшая или большая часть населения исповедует ислам и соблюдает какие-то религиозные нормы. Это никак не противоречит политике государства. Это нормально, на самом деле государство является отражением нашего общества, если в нашем обществе ислам занимает определенную позицию, то и в государстве он занимает определенную позицию, - пояснил эксперт.
Жаксылык Сабитов уверен, что женщины носят закрытую форму одежды добровольно, а детей никто не принуждает к той или иной религии, давая им возможность самостоятельно сделать выбор по достижению совершеннолетия.
Ислам в Казахстан пришел еще в VIIIвеке. В 960 году он стал госрелигией государства Караханидов - оно охватывало южный и юговосточный Казахстан по своей территории. До золотой орды также была исламизация кыпчаков, после появления золотой орды, один из ее первых правителей Берке в 1262-1263 принял ислам официально, но не делал его государственной религией. Ислам стал ею в начале 1320-х годов при хане Узбеке. С тех пор ислам стал доминирующей религией на территории всего Казахстана, конечно, на территории были и представители христианства, буддисты, но всегда доминировал ислам, - добавил он.
Между тем, опасения населения связаны не столько с религией, а с последствиями, которые она им, возможно, навязывает. Давайте коротко: строительство и открытие огромной мечети, запрет проката мультфильма из-за ЛГБТ-сцены (запрет наложило Министерство информации из-за давления общественности, приверженцев Ислама), заявление ДУМК, что мы живем в исламском государстве. Стоит отметить, что всего в Астане шесть городских больниц: три взрослые, три детские. При этом в столице 36 мечетей, девять храмов, еще четыре католические церкви и одна синагога. Разумеется, мы не забыли спросить у историка, на его взгляд, оправдано ли строительство еще одной огромной мечети и насколько это целесообразно в наших реалиях?
Вопрос о том, что целесообразно ли тратить миллиарды тенге на возведение мечетей, мне кажется такой, с определенной долей манипулирования. На самом деле в Казахстане есть много разных нерациональных затрат: начиная с ЛРТ и заканчивая другими проектами, которые не стоят своих денег. Поэтому стоит ли выделять именно то, что на мечети тратят много, я не знаю. Потому что у нас много нерациональных затрат бюджета, поэтому мечеть тут мало чем отличается от других проектов, - ответил он.
Вывод
Его не будет. Каждый определяет для себя самостоятельно: стоила ли мечеть потраченных средств благотворителей под надзором Назарбаева, или на эти деньги лучше было бы построить больницу/школу/что угодно. Однако последние события и новости навевают мысли о том, что жесткая цензура мусульманских морализаторов все же оказывает влияние на общество и правительство, которое не в состоянии ему противостоять. Что же касается самой мечети, то это монументальное, величественное сооружение. В ней просторные залы, дорогое убранство, интерьер и экстерьер говорят, даже нет, кричат о том, что ни один тенге при ее строительстве не был украден. Чего только стоит огромная площадь и фонтан на прилегающей территории! Значит это только одно - строить и не красть в Казахстане умеют, но, почему-то, не особо хотят.