Сделанные в Казахстане машины стоят для местных дороже, чем в России
Руководитель Независмиого Автомобильного Союза Казахстана Эдуард Эдоков рассказал, почему автомобили, выпущенные в Казахстане, стоят дороже импортированных в Россию. В неэффективных заводах, ценообразовании и господдержке разбирался arbat.media.
По словам эксперта, открытие производства в Казахстане не всегда приводит к удешевлению итоговой продукции.
«Казалось бы, для чего нужно внутреннее производство? Чтобы это было дешевле и выгоднее нам покупать, местная рабочая сила и так далее. Это дешевле, чем завозить новую машину. Но в Казахстане такого не случилось», - признается он.
В качестве примера Эдоков привел производство автомобилей Toyota Fortuner, которые выпускались на заводе ТОО «СарыаркаАвтопром» в Костанае с 2014 по 2016 годы. По словам Эдокова, автомобиль казахстанской сборки получился дороже на 20-30%, чем «пригнать» точно такой же, но с другой страны, оплатив при этом все налоги и сборы! Тогда эксперт связался с автосалонами в ОАЭ и выяснил, что привезти и растаможить Toyota Fortuner оттуда обошлось бы в 38 тысяч долларов, a купить казахстанский экземпляр – 43 тысячи долларов.
«Это один из примеров того, что казахстанское производство, на мой взгляд, какая-то афера, которая призвана с целью наполнить карманы так называемых автопроизводителей. Заботы о том, чтобы казахстанский потребитель покупал хорошие автомобили по разумной цене, абсолютно нет ни у кого», - заявил Эдоков.
Напомним, что в 2016 году ТОО "Тойота Мотор Казахстан" закрыла производство Toyota Fortuner в стране из-за низкого спроса и высокой цены. Компания планировала выпускать на заводе ТОО «СарыаркаАвтопром» по три тысячи автомобилей в год, но уже в 2015 году смогла продать только 570 машин.
При этом, ТОО «СарыаркаАвтопром» ежегодно поддерживается национальной экспортной страховой компанией KazakhExport. В 2017 году при ее помощи завод смог заключить контракт на 10,5 миллионов долларов (около 3,5 миллиарда тенге по курсу того года).
Тогда же завод быстро переориентировался на новое производство – автомобили серии JAC, которые затем начнут поставлять в Россию. К тому же, ТОО «СарыаркаАвтопром» получил эксклюзивные права на производство JAC для российского рынка. При этом цена автомобилей за рубежом оказалась заметно дешевле, чем для казахстанцев. Онлайн-презентация автомобиля прошла под заголовками «дешевле, чем в Казахстане».
Такая тенденция сохраняется и сейчас. ТОО «СарыаркаАвтопром» входит в группу компаний Allur Group, которая также занимается реализацией автомобилей. Приобрести новый JAC S7 в комплектации Comfort на официальном сайте компании можно за 13,2 миллиона тенге.
В это же время, покупка автомобиля у дилера в России обойдется в 9,6 миллиона тенге (1,3 миллиона рублей).
С чем связана такая сильная разница в цене – неизвестно, ни пресс-служба Allur Group, ни ТОО «СарыаркаАвтопром» на официальные запросы не ответили.
При этом, кроме KazakhExport костанайский завод получал поддержку Банка Развития Казахстана и национального управляющего холдинга «Байтерек». Обе компании представлены в совете директоров Allur Group, также, как и китайская компания-поставщик автомобилей China National Vehicles Import and Export Corporation и Кайрат Сатыбалды, ныне задержанный племянник Назарбаева. По данным ulysmedia.kz, за 10 лет «Сарыарка Авто Пром» получил государственных льгот почти на 300 миллионов долларов США.
Эксперт приводит слова первого заместителя премьер-министра Романа Скляра о том, что маржа казахстанских автосборщиков составляет порядка 32%. Это доход, который производитель получает от непосредственной сборки транспорта. Затем машина передается дилеру, который также устанавливает свою наценку. К этому добавляется утилизационный сбор, первичная регистрация и другие «налоги», которые казахстанцы платят при покупке нового автомобиля.
И все это, считает эксперт, лоббирует Роман Скляр, поддерживающий эту "черную дыру" под названием "Казахстанский автопром", в который за многие годы уже столько денег улетело и продолжает улетать».