Исламский джихад и Казахстан: какую роль сыграла операция "Жусан" в январских событиях
Январские события - самая трагичная страница в новейшей истории Казахстана. Подробности тех дней до сих пор покрыты тайнами, вызывая все больше вопросов у рядовых казахстанцев. Кантар показал, что в политических целях могут быть использованы в том числе радикальные религиозные группы. Редакция Arbat.media решила узнать у эксперта, какую роль в массовых беспорядках сыграли вооруженные ячейки салафитов, действительно ли они могли захватить страну, чем отличается салафитский джихад и причем тут операция "Жусан".
Информация о "20 тысячах террористах" спустя год не дает покоя многим гражданам и очевидцам тех событий. Заявлялось и об исламских радикалах, которые якобы собирались направить в Казахстан около трех тысяч террористов. Кто такие салафиты, и какое отношение к Кантару может иметь громкая операция "Жусан", проведенная несколько лет назад.
ИСТОРИЯ
Автор перевода Корана на русский язык Серик Рысжанов рассказал, что абсолютно все течения в историческом исламе являются выразителями той или иной политической силы времен халифата. А разделение на конфессии и секты было спровоцировано борьбой за власть различных группировок. А течение салафизма инициировала британская разведка для борьбы с Османской империей в 18-м веке.
"Салафизм был порожден геополитическим противостоянием, как реакционная идеология, призванная разрушать любую систему. Основой любой организации людей является идеология. Салафизм был призван разрушить, прежде всего, именно идеологию, господствующую в Османской империи. Основным мировоззрением в империи был суфизм, салафизм же стал жестким оппонентом суфийского взгляда. Используя положение о непростительном грехе в исламе – многобожие, салафиты обосновали тезис о том, что суфийская интерпретация является язычеством, главным грехом, с которым боролся посланник. Однако, на начальном этапе, инициация салафизма была проведена согласно методам конспирации. Все началось под эгидой возрождения чистоты ислама, к возврату к духовным ценностям и тому подобное. Истинные цели и задачи тщательно скрывались. Сокрытие целей и задач обозначается термином «такыя», если точнее - благоразумное сокрытие убеждений. Принцип «такыя» присущ и суннитам, и шиитам. Кстати, первое разделение мусульман было именно на шиитов и суннитов, а причиной была борьба за власть между теми, кто относил себя к семье Мухаммада, либо к его роду Кураиш, и теми, кто считал, что любой мусульманин мог претендовать на лидерство в общине", - объяснил эксперт.
Оказалось, что «такыя» присутствует и в «шариате» масхаба Абу Ханифа. По его словам, любая миссионерская религия или конфессия стремиться распространить свою идеологию. И как только набирается необходимая масса людей, то они непременно включаются в борьбу за власть и как следствие, закрепляют на государственном уровне свой вероустав.
Рысжанов привел в пример движение «Талибан», которое тоже является приверженцам масхаба Абу Ханифа. Изначально движение организовали пакистанские и американские разведки для борьбы с СССР. Но после того, как набралась необходимая масса адептов, «Талибан» стал претендовать на власть.
Салафиты и операция "Жусан"
Эксперт также рассказал, как выглядят салафиты. Отличительными их чертами были короткие штаны, наличие бороды и подстриженные усы.
"Раньше, когда была поддержка салафитов со стороны представителей власти, в частности КНБ в лице Кайрата Сатыбалды, салафиты отличались внешне наличием бороды, подстриженными или вовсе сбритыми усами и короткими штанами и брюками. В поведении они яростно критиковали суфистов, всех людей, кто не читал намаз, тех, кто чтил традиции казахов, называя их язычеством. В мечети они демонстративно совершали телодвижения в намазе, отличающиеся от формы молитвы согласно масхабу Абу Ханифа. В данный момент, «такыя» многим салафитам позволила мимикрировать под приверженцев масхаба Абу Ханифа, поэтому, их сейчас трудно отличить, за исключением некоторых".
Эксперт отметил, что принцип «такыя» мог позволить салафитам, о которых писал Кулекеев, скрывать свои намерения и ждать удобного момента.
"Принцип «такыя» позволяет мусульманам любого течения скрывать свое намерение, затаиваться на длительный срок и ждать благоприятных условий. Общеизвестно, что много казахстанцев были в рядах радикальных организаций в Афганистане, Сирии, Чечне, на Балканах. В последние годы повсеместно радикалы были потеснены и было решено возвратиться всем по местам их былого проживания", - поделился автор перевода Корана.
Также он не скрыл, что на возвращение радикальных мусульман повлияла операция «Жусан и «Жусан 2». Именно с помощью этой операции многие салафиты смогли попасть в Казахстан.
"Немаловажную роль в этом имела операция «Жусан и «Жусан 2». Многие экстремисты вернулись в Казахстан, кто-то попал в тюрьму, кто-то избежал наказания, но все они остались носителями салафитской идеологии".
Захват власти
На вопрос, действительно ли салафиты могли захватить страну, эксперт ответил, что движение изначально было радикальным и остается по сей день, так как создано для борьбы за власть. Также захват страны салафитами зависит от тех, кто ими управляет.
"Судя по амбициям Кайрата Сатыбалды и Самата Абиша, такие организации должны были помочь им захватить власть и контролировать другие кланы стремящихся во власть. Радикализм органично вшит в идеологию салафизма, ведь организован он был именно как разрушитель устоявшихся традиций, как инструмент геополитической борьбы и борьбы за власть и влияние на политические элиты. Поэтому вспышка насилия со стороны салафитов может возникнуть в любой момент. Все будет зависеть от тех, кто им покровительствует, кто их организовывает и спонсирует. Все это невозможно без участия власти и спецслужб. Радикализм зависит от количества приверженцев, от информации, которой их питают, ну и конечно же, от проблем в обществе. В принципе, любая радикальная идеология в первую очередь использует социальные проблемы для набора сторонников, путем декларации решения всех проблем".
Но не стоит забывать, что такие радикальные движения могут выйти из-под контроля, как это было с "Талибаном".
"Салафиты должны были использоваться как опричники во времена Ивана Грозного, ну а по истечении надобности, их конечно же ограничили бы. Как показывает практика, радикальные организации, обычно выходят из-под контроля, как это произошло с движением «Талибан». Все зависит от организующей силы, ее способности нейтрализовать радикалов в определенный момент. Думаю, если бы в январе сменилась власть, сразу же началась бы борьба внутри группы, захватившей власть. И в этом моменте непременно использовались бы салафиты".
Казахстан и исламский джихад
Рысжанов уверяет, по исламским законам на территории Казахстана воевать разрешено. Эксперт также пояснил чем отличается салафитский джихад.
По информации Кулекеева, за границей звучали призывы к вооруженному джихаду тех, кто все это время прятался внутри страны.
"Джихад", что у суннитов, что у шиитов ни чем не отличается, кроме условий, при котором допускаются военные действия, диверсии и убийства. Все зависит от методики того или иного течения. Абсолютно у всех сект в исламе, включая ханафитский масхаб, есть положения: «даррульхраб» - земля войны, «дарулькуфр» - земля неверных и «дарульислам» - земля мусульман. Эти положения разделяют землю на территории, где позволительно воевать, а где нет. Так вот, Казахстан попадает под критерий «даррульхраб» - земля войны и «дарулькуфр» - земля неверных. То есть, на территории Казахстана позволительно воевать, так как государство считается неверным (куфрским), потому что не руководствуется нормами "шариата", - пояснил он.
Эксперт отметил, что мусульмане в основном спорят о моменте для начала военных действий. Салафиты более «нетерпеливы», ханафитский масхаб более гибкий в этом вопросе, но это до того времени, пока они зависят от власти и не подвергаются преследованию.
"Как только ДУМК лишится поддержки государства, как только возможность заработка будет снижаться, сразу начнется радикализация ханафитов, не без помощи имамов и мулл. В этом смысле, любое течение исторического ислама может поднять знамя джихада и начать гражданскую войну, включая приверженцев суфизма".
Также Рысжанов добавил, что сейчас нарастает напряжение между мусульманами и тенгрианцами. Все больше и больше появляется адептов тенгрианства, которые яро критикуют мусульман.
"Главным образом, прикрываясь лозунгом исконности веры в Тенгри и возврата к традициям тюрков, конечно же к тенгрианским традициям. При достижении критической массы тенгрианцев, при увеличении информационного противостояния мусульман и тенгрианцев, вполне могут возникнуть конфликты, где ведущими могут оказаться и представители масхаба Абу Ханифа, и представители суфизма. В общем, причину для объявления джихада может найти любая мусульманская секта, но и оппоненты мусульман могут инициировать конфликт под своими знаменами".