Паводки в Казахстане: жители полгода живут в "юртах" вместо обещанных домов

28 августа 2024 г. 11:27 / Новости Казахстана
Azattyq

Около двух тысяч жителей села Каратал в Актюбинской области вынуждены жить в юртах и палатках уже пять месяцев. Весенние паводки разрушили 236 домов, однако власти все еще не построили обещанные новые дома, передат ArbatMedia.

Как сообщает Azattyq, после наводнения весной этого года 66 семей из Каратала были вынуждены переехать в районный центр — Уил. Большинство из них решили остаться, так как село в основном живет за счет скотоводства. Уже пять месяцев они ютятся во временных жилищах, ожидая завершения строительства новых домов.

Местные жители называют свои временные жилища «юрты» из-за их формы, хотя они состоят из железного каркаса, обтянутого брезентом. Эти конструкции привезли сотрудники акимата сразу после наводнения, когда люди остались без крыши над головой. В них жители Каратала пережили холодную весну и жаркое лето, а теперь, вероятно, им предстоит встречать в этих условиях и осень.

Рядом с «юртам» установлены палатки, которые также не способны защитить от жары или холода, но хотя бы спасают от дождя и ветра.

Одна из местных жительниц, Гулайша Алиева, вместе с мужем решила покинуть «юрту» и перебралась в летний чулан, который чудом уцелел во время наводнения. Однако жить там долго невозможно — фундамент разрушен, стены отсырели. По словам Гулайши, из-за сырости одежда становится тяжелой, и в доме быстро наступает холод. Дверь в чулане они постоянно держат открытой в надежде, что помещение быстрее высохнет, но это привлекает лягушек, которые запрыгивают внутрь.

Гулайша, учитель с 30-летним стажем, рассказывает, что потеряла все свое имущество во время наводнения и даже не могла представить, что однажды ей некуда будет идти.

Она признается, что осталась в Каратале, потому что не было другого выхода. Здесь они едят, спят, переживая множество трудностей. Летом, в «юрте» было так жарко, что днем туда заходить было невозможно, и они использовали ее только для ночлега. Сейчас ночи стали прохладнее, но даже с обогревателем в «юрте» не становится теплее. Гулайша сокрушается, что их нынешнее жилище явно не пригодно для жизни. Она рассказывает, как строили большой и светлый дом, в который вложили все заработанное, но наводнение уничтожило его в один миг. Ей пообещали построить новый дом размерами восемь на десять метров, значительно меньший, чем их прежний дом, но даже это обещание пока не выполнено.

Двое внуков Гулайши простудились и попали в областную детскую больницу в Актобе. Она рассказывает, что уже пять месяцев не может собрать семью вместе и это причиняет ей глубокую боль.

Село Каратал сейчас больше напоминает стройплощадку: везде рассыпан песок, лежат мешки с цементом и сложены кирпичи. По селу ездит спецтехника, а местные жители помогают строителям.

Люди беспокоятся, что осень скоро наступит, а дома могут не успеть достроить. Гульмира Конилкосова, местная жительница, рассказывает о своих переживаниях, что четверо ее внуков и беременная невестка вынуждены мерзнуть в ночное время. По ее словам, даже полуторогодовалый внук болел всю ночь, его рвало, и у него поднялась высокая температура. Она жалуется, что люди уже устали просить о помощи, но их проблемы часто игнорируют.

В Каратале также затягивается строительство еще около десяти домов, один из которых принадлежит Гульзейнеп Оралбаевой. Она отмечает, что подрядчики с юга не справляются с задачей: рабочие часто уходят, не завершив начатое, а однажды они даже собрали свои вещи и исчезли среди ночи. Прошло уже двадцать дней, но строительство так и не возобновилось.

Жители обращались в акимат Уилского района за разъяснениями. Власти заверили, что работа будет продолжена, и в селе Каратал будет построено 126 новых домов. С учетом удаленности села и трудностей с доставкой стройматериалов, строительство каждого дома оценили в 28,5 млн тенге.

Для строительства домов акимат привлек 12 компаний, включая предприятия из Атырауской и Южно-Казахстанской областей. Разные компании работают с разной скоростью: на одних участках дома уже готовы, на других — строительство еще даже не началось.

Некоторым семьям уже удалось заселиться в новые дома. Салахият Бейсенгалиева, 67-летняя жительница села, вместе с 90-летней свекровью заселилась в новый дом два дня назад. Женщина благодарит всех, кто помог им пережить трудности, и надеется, что такие беды больше не повторятся.

В отличие от нее, Матжан Сембигалиев, которому исполнилось 80 лет, продолжает жить с семьей в гараже, уцелевшем после наводнения. Он выразил желание переехать в Актобе, отказавшись от нового дома в селе, и надеется, что аким Актобе Асхат Шахаров выполнит свое обещание решить его проблему.

Власти Уилского района сообщили, что для этой семьи будет приобретен дом не в областном, а районном центре. Между тем, во дворе Матжана по-прежнему стоит «юрта», и он продолжает писать письма в Астану и Актобе.

Напротив его дома уже началось строительство нового детского сада. Фундамент для здания на 60 мест уже закладывают. Жителей также обрадовало известие, что в сельскую школу проведут газ.

Средняя школа имени Шыганака Берсиева, в которой во время паводка нашли приют около тысячи человек, сейчас находится на капитальном ремонте. Хотя школа была построена в 1976 году и считается самым крепким зданием в селе, она также пострадала от наводнения: подвал оказался затоплен, а стены дали трещины. По словам прораба, ремонтные работы идут полным ходом, и здание будет готово уже к 5 октября.

Родители, чьи дети в прошлом году обучались онлайн из-за наводнения, обеспокоены, что и в новом учебном году им снова придется учиться дистанционно. Многодетная мать Жанагуль Айжарыкова рассказывает, что с трудом справляется с организацией онлайн-обучения, так как у каждого ребенка должен быть смартфон, что для их семьи непозволительная роскошь.

Новости партнеров