Потеряет ли Казахстан главный источник дохода из-за аварии на КТК
23 марта экспорт казахстанской нефти оказался под угрозой из-за сильного шторма в Черном море, в результате которого пострадала трубопроводная система Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) - она обеспечивает транспортировку более двух третей всей экспортной нефти Казахстана. Погрузка нефти на терминале полностью остановлена, а резервуаров хватило лишь до 24 марта. Редакция Arbat.media решила разобраться, каковы могут быть последствия этой аварии.
Казахстан теперь не сможет экспортировать нефть?
Не совсем, однако потери станут значимыми. Отметим, что больше 80% прокачиваемой по трубопроводу нефти идет из Казахстана. Это означает, что из-за аварии страна недополучит средств за экспорт "черного золота".
Аналитик нефтегазового рынка Ерлан Жаукин ожидает снижения в отгрузке нефти примерно в 9-10%. Эксперт считает, что ремонт оборудования займет около трех недель (а то и больше). За это время поставки могут снизиться на миллион баррелей в сутки. Поломка в терминале является критической и не позволяет обеспечить безопасную эксплуатацию устройства.
Факт: порядка 40% бюджета Казахстана формируется за счет доходов от нефти.
Заместитель министра энергетики России Павел Сорокин отметил, что второй причал также может оказаться поврежденным. Чиновник считает, что ремонтные работы могут занять до двух месяцев.
Жаукин также добавил, что проблема при восстановлении работы может возникнуть во время поставки запасных частей - они полностью производятся в "недружественных" с Россией странах.
В Минэнерго говорят об "альтернативных маршрутах" транспортировки нефти. А есть ли они у Казахстана?
Да, альтернативные маршруты у страны есть, но Жаукин не уверен, что они могут полностью заместить объемы КТК.
В первую очередь, эксперт называет альтернативой нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан, предназначенный для транспортировки каспийской нефти к турецкому порту Джейхан на берегу Средиземного моря. Тут надо отметить, что переваливать нефть нужно будет из порта Актау в нефтеналивной терминал близ Баку.
Вариант кажется оптимальным, однако у него есть очевидный минус в виде больших затрат. В 2021 году турецкая BOTAS и азербайджанская SOCAR договорились поднять тарифы на транспортировку нефти по БТД. Плата за транзит по территории Турции выросла примерно в четыре раза.
Еще одной альтернативой может стать поставка нефти в Китай по трубопроводу Атасу - Алашанькоу. Минус этого варианта заключается в том, что возможный объем отгрузки нефти будет гораздо меньше.
Что будет с ценами на бензин и дизельное топливо
Авария не должна сильно повлиять на цены горюче-смазочных материалов (ГСМ). Именно так считает эксперт Жаукин. Он объясняет это тем, что недропользователи, которые осуществляют загрузку сырья в систему КТК, не поставляют нефть на внутренний рынок страны.
Ценообразование в Казахстане больше зависит от трендов на российском рынке, отметил специалист. Жаукин отметил, что в РФ цены на ГСМ за последний месяц только снижаются.
11 марта жители Мангистауской области на несколько дней стали свидетелями удивительного падения цен на сжиженный нефтяной газ – его продавали по 35 тенге за литр. Еще больше снижение стоимости поражает на фоне рекордного роста цен на топливо в Европе. Редакция Arbat.media решила разобраться, в чем тут дело: читайте здесь.
Виновата ли Россия?
Начнем с того, что трубопровод КТК стал привлекать большое внимание после вторжения России в Украину, которое ограничило российский экспорт и привело к скачку цен на нефть. В США ввели санкции против российской нефти, но власти страны заявили, что потоки из Казахстана через Россию должны идти бесперебойно.
23 марта президент РФ Владимир Путин поручил перевести платежи за газ и нефть для "недружественных стран" в рубли.
"Очень вовремя сломался КТК, прямо-таки на пике взаимных специальных экономических операций Запада и России. Можно было бы даже предположить, что казахстанские интересы - это попавшаяся под руку Москве ваза, которую в порыве драки схватили и пытаются разбить о голову европейцев. Есть и альтернативная конспирологическая теория, предполагающая, что Казахстан был вынужден смириться с меньшим из зол", - написал в своем Telegram политический обозреватель Газиз Абишев.
По КТК транспортируется около 1,2 миллиона баррелей в день, что составляет 1,2% мирового спроса. Любые серьезные перебои в его работе приведут к дополнительной нагрузке на мировой нефтяной рынок, который уже испытывает один из самых серьезных кризисов предложения со времен арабского нефтяного эмбарго в 1970-х годах.
Однако специалисты и эксперты советуют придерживаться официальной версии аварии:
"Некоторые эксперты говорят, что авария связана с Россией, но все-таки мы верим, что это на самом деле случилось вот из-за погодных условий", - заявил Асылбек Жакиев, председатель нефтегазового совета Petrocouncil.
За 2021 год КТК отгрузил через свой морской терминал в Черном море 60,7 миллиона тонн нефти. Большую часть поставили казахстанские грузоотправители - 53 миллиона тонн, еще 7,7 миллиона тонн поступило с территории России.
Среди совладельцев консорциума выступают такие нефтегазовые компании, как "Транснефть", "Роснефть", "Лукойл", "КазМунайГаз", Chevron, Mobil, Shell, Eni и другие.
Фото:facebook.com/cpcpipe