Placeholder
ArbatMedia
Новости Казахстана2 августа 2024, 11:32

Китайские ученые раскрыли генетические тайны казахов

Китайские генетики из Фуданьского университета провели интересное исследование ДНК более 200 казахов, проживающих в Синьцзяне, передает ArbatMedia.

Результаты анализа были опубликованы в журнале Molecular Biology and Evolution. Исследование показало, что казахская популяция сформировалась в позднем Средневековье в результате нескольких волн смешения четырех предковых групп.

Исследовательский проект под руководством Сюй Шухуа представил уникальные данные о геномах 241 казаха. Ранее было известно, что митохондриальная ДНК и последовательности Y-хромосом указывали на смешанное происхождение казахов, связанное с линиями как Восточной, так и Западной Евразии. Однако проведённый анализ позволил уточнить положение казахов на генетической карте в сравнении с популяциями Западной Европы, Центральной Азии, Сибири, Восточной и Южной Азии. Выяснилось, что казахи генетически ближе к сибирским и восточноазиатским народам.

Дополнительно исследование показало, что казахи имеют наибольшее генетическое родство с уйгурами, калмыками, хазарейцами и эвенами. Ученые установили, что генетический состав казахов из Синьцзяна сформировался в результате смешения популяций Восточной Азии (39,7%), Западной Евразии (28,6%), Сибири (23,6%) и Южной Азии (8,1%).

Интересно, что изначально взаимодействие происходило между восточноазиатскими и сибирскими группами, тогда как западноевразийские группы смешивались с южноазиатскими. Эти группы, условно обозначенные как EEA и WEA, обменивались генетическим материалом, что и сформировало уникальный генофонд, определяющий генетику современных казахов.

Согласно расчетам ученых, процесс смешения включал по меньшей мере три волны, каждая из которых вносила свои специфические особенности в генетический состав. Первая из этих волн произошла примерно 3150 лет назад. Две последующие волны были связаны с миграцией тюркских племен и эпохой Монгольской империи.

ДНК китайские ученые казахи этнические казахи генетика казахов исследование история История Казахстана