Air Astana планирует увеличить флот до 56 самолетов до конца года
25 мая Tan Media Group организовала бизнес-завтрак с участием Питера Фостера, главного исполнительного директора Air Astana, и Ибрахима Жанлыела, главного финансового директора компании, передает Arbat.media.
Модератор мероприятия Арманжан Байтасов сразу отметил значимость встречи.
Нас узнают в других странах по Air Astana, - сказал Байтасов, подчеркнув, что компания стала национальным брендом.
Путь к этому признанию был долгим. Фостер рассказал, что, когда он только отправлялся в Казахстан работать в Air Astana, друзья говорили ему: «Это же прямо посередине ничего!», но теперь можно смело сказать, что Казахстан — на перекрестке всего, и отсюда можно улететь куда угодно.
Сейчас Air Astana находится на новом этапе развития. Компания вышла на IPO, и теперь у нее как отметил Фостер «66 тысяч акционеров вместо двух». С момента первого рейса в 2002 году Air Astana выходила в плюс, за исключением 2016 и 2020 годов, связанных с резкой девальвацией тенге и всемирной пандемией. Ибрахим Жанлыел подчеркнул, что Air Astana стала одной из первых авиакомпаний в мире, которая успешно вышла на прибыль, адаптировавшись и преодолев два кризиса: пандемию и конфликт между соседними странами.
С выходом на IPO акции компании торгуются в свободном обращении, стоимость волатильна, и вдруг компания объявляет об обратном выкупе акций.
Все акции, доступные в свободном обращении, размыты по трем биржам. Есть три вида акций: ГДР на Лондонской бирже и AIX, простая акция на КАСЕ и акции в тенге и долларах на AIX, что оказывает давление на ликвидность. Большое количество ритейл-инвесторов владеют малыми пакетами акций, а крупные инвесторы приобрели акции с учетом нашей истории роста в долгосрочной перспективе и не планируют продавать их сейчас. Это создает ограничения на количество торгуемых акций, - сказала руководитель отдела по связям с инвесторами Ирина Мартинез объяснила структуру размещения акций.
Фостер пояснил, что цель обратного выкупа акций связан с долгосрочной программой компании по премированию сотрудников. Каждый работник Air Astana, со стажем в компании не менее года, станет ее акционером. На это выделено 12 млн долларов". С момента объявления программы 30 апреля 2024 года, компании удалось выкупить акции только на 1 млн долларов из запланированных 12 млн. Действительно, мало кто спешит продавать акции Air Astana.
Это лишь часть больших перемен в компании. За первый квартал текущего года произошло много положительных изменений. Компания вышла на IPO, обновила корпоративный веб-сайт, модернизировала программу Nomad Club, а аэропорт Алматы запустил новый терминал международных вылетов, что как ожидается способствует дальнейшему росту количества пассажиров.
2021-2023 годы были лучшими за всю историю Air Astana. В пост-ковидный кризисный период мы доказали, что способны отвечать на вызовы на рынке, в стране и в мире. До конца года мы планируем увеличить флот до 56 самолетов, а к 2028 году — до 80. При этом расширение парка самолетов включает развитие сопутствующей инфраструктуры и увеличение инженерного и летного состава, — отметил Фостер.
Резидент клуба Parasat Максим Ержанов спросил, почему Air Astana не использует транзитное положение страны для заработка на грузовых перевозках.
У пассажирской авиакомпании и грузоперевозчика разные приоритеты. В прямых продажах клиенту конкуренция между этими вещами фундаментальна. Грузовые перевозки менее доходны, поэтому мы этим не занимаемся, - ответил Фостер.
Участники бизнес-завтрака также обсудили рынок авиаперевозок в Узбекистане, вопрос популяризации государственного языка, планы по расширению маршрутной сети авиакомпании и как долго Фостер планирует оставаться у руля компании.
Я работаю на основе трехлетнего контракта, который продлевается решением Совета директоров. Действующий контракт истекает в 2026 году. Но хочу подчеркнуть, что Air Astana взрастила сильную команду профессионалов и талантливых менеджеров, которые всегда работают в интересах компании, — подчеркнул Питер Фостер.