Токаев объявил дебюрократизацию госаппарата
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал указ о реформах аппарата чиновников, передает arbat.media со ссылкой на Акорду.
Основная цель указа повысить эффективность и оперативность работы государственного аппарата, сделать его более самостоятельным и убрать лишний «бюрократизм».
Основные принципы «дебюрократизации»:
- Результат важнее способа достижения.
- Приоритет для цифровизации работы.
- Все решения должны приниматься на месте, без перекладывания их на вышестоящих руководителей или коллегии.
- Новая культура государственного аппарата, направленная на постоянную оптимизацию рабочих процессов и сокращение бюрократизации.
- Количество отчетности и контроля должно оставаться на оптимальном уровне без появления новых необоснованных требований.
Теперь госорганы будут иметь право принимать нормативные акты без чрезмерной конкретизации, a в кризисных ситуациях – даже без государственной регистрации.
Президент поручил провести цифровизации бюджетного и нормотворческого процессов до 1 декабря 2022 года, сократив сроки в два раза. Вопросом внедрения цифровизации в бизнес-процессы в центральных и местных государственных органах должен будет заниматься отдельный уполномоченный орган.
Информация, размещенная в государственных порталах, теперь может публиковаться без подтверждения достоверности, аутентичности и актуальности. Вся ответственность за достоверность и актуальность этих сведений теперь ляжет на руководителей соответствующих госорганов.
Глава государства также поручил систематизировать все виды отчетов и показателей на базе государственной информационно-аналитической системы «Smart Data Ukimet». Госорганы теперь не смогут запрашивать и передавать сведения, доступные в этой системе, a также отвечать на такие запросы.
В течение трех месяцев Администрации Президента поручено пересмотреть работу внутренних правовых актов, провести ревизию поручений Главы государства и руководства администрации, убрать необходимость вносить проекты актов на бумажных носителях. Исключениями для последнего пункта являются документы под грифом секретности и «для служебного пользования».
За два месяца:
Правительству поручено за два месяца провести ревизию действующих поручений Премьер-министра РК, его заместителей и руководства канцелярии. Сократить в два раза количество консультативно-совещательных органов на всех уровнях госорганов. Пересмотреть подходы к реестру государственных услуг, автоматизировав наиболее востребованные из них. Разрешить проведение открытых совещаний в онлайн формате.
Президент поручил пересмотреть Регламент Правительства и другие нормативно-правовые акты. Среди них отказ от бумажных носителей для документов, кроме законодательных актов, актов Президента, а также имеющих грифы секретности и пометку «для служебного пользования».
Если ответ по законопроектам, заключению Правительства по поправкам депутатов Парламента, проектов нормативных правовых актов не предоставлен вовремя, то он получает согласовывается «по умолчанию».
Больше нельзя вносить в Канцелярию Премьер-Министра проекты нормативных правовых актов, имеющих замечания.
Все разногласия между госорганами при согласовании проектов на уровне Премьер-Министра или его заместителей должны решаться в течение пяти рабочих дней.
Теперь запрещено вносить в Администрацию Президента документы, относящиеся к компетенции Правительства и других государственных органов.
Указ также запрещает запросы и поручения со сроком исполнения менее двух рабочих дней, кроме прямых поручений Президента, Премьер-Министра, Государственного секретаря, Руководителя Администрации Президента и Секретаря Совета Безопасности.
Сокращен срок рассмотрения документов в Канцелярии Премьер-Министра в два раза.
Введен запрет на направление проектов актов и протоколов совещаний в госорганы, которые прямо не рассматривают подобные вопросы.
Нельзя делегировать право подписи документов организационно-технического характера, участие и выражения позиции госоргана в межведомственных совещаниях своим подчиненным.
Запрещено наделять заместителей правом согласовать проекты нормативных правовых актов, которые должен решать руководитель.
Исключена норма, по которой новый руководитель должен повторно подписывать и вносить в Канцелярию документ, который туда ранее вносил исполняющий его обязанности. Запрещено пересогласовывать проекты из-за назначения нового руководителя
Госорганы должны использовать служебную электронную почту как способ коммуникации между собой.
Срок подписания протоколов заседаний Правительства и консультативно-совещательных органов при Правительстве, а также совещаний под руководством заместителей Премьер-Министра и руководства Канцелярии Премьер-Министра должен сократиться до трех дней.
До 31 декабря 2022 года:
Упростить механизм корректировки сведений о гражданах и юридических лицах на интернет-порталах госорганов.
Сократить расходы на канцелярскую бумагу и связанных с ней товаров в три раза.
оптимизировать перечень типовых документов, образующихся в деятельности государственных и негосударственных организаций, с указанием срока хранения.
Сократить сроки создания и (или) развития государственных объектов информатизации до шести месяцев.
Четко регламентировать проведение совещания, назначения, внедрив цифровые решения.
Автоматизировать размещение проектов нормативных правовых актов на интернет-портале «Открытые НПА».
Убрать институт меморандумов госорганов с Администрацией Президента и Правительством. В качестве показателей эффективности работы будут использоваться декомпозированные индикаторы,
Обеспечить служащих центральных государственных органов и административных служащих корпуса «А» устройствами для дистанционной работы.
До 31 декабря 2023 года:
Полностью цифровизирвать процесс отбора и приема на госслужбу через информационную систему «E-қызмет». Весь государственный аппарат должен перейти к единому облачному документообороту с возможностью совместной работы над одним проектом. Документы с пометкой «для служебного пользования» должны перейти в электронный формат. Ввести использование информационной системы «E-заңнама». Внедрить единую информационную систему бухгалтерского учета для центральных государственных органов.
В течение года:
Модернизировать систему «E-Otinish» для приема обращений казахстанцев в «одном окне».
Агентство РК по делам госслужбы:
Агентство должно ежегодно проводить конкурсы на лучший проект по совершенствованию деятельности государственного аппарата и проводить опрос по дебюрократизации госуслуг.
Правительство РК также должно собирать предложения по дебюрократизации и повышению эффективности государственных органов, с помощью постоянно действующего онлайн-ресурса.
Анализом предложений, которые будут поступать на ресурс будет заниматься МЦРИАП и Агентство по стратегическому планированию и реформам.
Президент также поручил правительству провести ревизию законодательных актов, чтобы убрать «лишнюю» регламентацию в угоду оперативности.