Нефтепровод Ескене-Курык вошел в топ-10 крупнейших мировых проектов
primeminister.kz
primeminister.kz
Новости КазахстанаСегодня, 9:18

Нефтепровод Ескене-Курык вошел в топ-10 крупнейших мировых проектов

Проект нефтепровода Ескене-Курык, обсуждаемый уже более 15 лет, попал в список десяти крупнейших планируемых нефтепроводов. Вопросы о его необходимости и целесообразности остаются актуальными, особенно на фоне текущих проблем в Казахстане с транспортировкой нефти,  передает ArbatMedia.

Как сообщает Energy Monitor, в июле 2022 года, когда возникли проблемы с прокачкой нефти через нефтепровод КТК, глава государства поручил акционерам Тенгизского проекта возобновить строительство Ескене-Курык. Это вызвало вопросы: при чем тут Тенгиз, если Ескене расположено рядом с Кашаганом? Изначально проект Каспийской системы транспортировки нефти (ККСТ), включающий новую трубу до Актау и огромный танкерный флот, был задуман для транспортировки нефти именно с Кашагана. Однако глава компании Chevron заявил, что нефть с расширенного Тенгизского проекта продолжит поступать через КТК, мощность которого была увеличена специально для нужд Тенгиза.

На сегодняшний день нефть из Тенгиза и Кашагана прокачивается железнодорожным путем до порта Актау, а затем отправляется танкерами в Баку.

Бюджет проекта увеличивался, и через оператора ТенизСервис поддерживались многие казахстанские компании, связанные с ПБР Тенгиза. По первоначальным планам, через Прорву должно было проходить не менее 2 млн тонн нефти в год, однако нынешняя ситуация ставит под вопрос эти расчеты.

При этом остаются сомнения в необходимости нефтепровода Ескене-Курык. Несколько крупных проектов на Каспийском море были закрыты на стадии разработки, включая два проекта с участием компании Eni (Исатай и Абай) и два проекта с Лукойл (Женис и Аль-Фараби). Основной причиной отмены проектов стало отсутствие значительных запасов нефти в разведочных скважинах.

В качестве альтернативы рассматривается расширение реверсной прокачки нефти через существующий нефтепровод с запада на юг (в Китай), с увеличением пропускной способности с 6 до 20 млн тонн в год. Это решение выглядит более логичным на фоне сокращения нефтедобычи в Кызылординской области и планов по расширению Шымкентского НПЗ с 6 до 12 млн тонн в год.

нефть Ескене-Курыс нефтепровод Тенгиз

Новости по теме

Ссылка скопирована в буфер обмена!