Многомиллиардное финансирование пропаганды ЗОЖ: забота о казахстанцах или отмывание денег
Пропаганде здорового образа жизни в Казахстане уделяется особое внимание. Это заметно, в первую очередь, по выделяемым средствам из государственного бюджета на эти цели. Однако далеко не все задумываются об эффективности реализуемых программ. Президент общественного объединения «Повышение открытости» Кирилл Павлов ранее поднимал этот вопрос. Изучив работу региональных центров ЗОЖ, он провел расследование и обозначил важные факты касательно деятельности так называемых Центров пропаганды здорового образа жизни и ряда некоммерческих организаций. Куда тратится ежегодное финансирование пропаганды ЗОЖ в 500 тысяч тенге и почему уполномоченным органам следует повнимательней изучить их работу, читайте в материале Arbat.media.
Как известно, с 2018 года эта система выстроена таким образом, что на больших суммах, выделенных на продвижение ЗОЖ, уже не первый год зарабатывает группа узко аффилированных организаций, так называемых Центров ЗОЖ. Эти средства выделяются из местных бюджетов путем проведения тендера, в котором участвуют и другие некоммерческие организации. Однако в некоторых случаях деньги не осваиваются из-за того, что не находится «компетентный» поставщик услуг. По мнению Павлова, при всех перекосах в пропаганде ЗОЖ кому-то выгодно не давать развитие конкуренции в этой сфере. Поэтому под разными предлогами руководители Центров ЗОЖ хотят вернуть прежнюю схему. Эту идею кстати поддержали депутаты.
Группа мажилисменов хочет вернуть ранее действовавшую схему финансирования услуг в сфере пропаганды ЗОЖ, когда акиматы заключали договоры с «Центрами ЗОЖ». При этом, последние были аффилированы с Минздравом через Национальный центр общественного здравоохранения и получали контракты. Тогда только эти центры имели право на предоставление такой услуги акиматам. Эта система была совершенно закрытой, то есть, из местного бюджета по прямому заказу на такую пропаганду уходили миллиарды тенге. С 2015 по 2019 годы через систему госзакупок на деятельность центров ЗОЖ была выделена астрономическая сумма — 1,7 млрд тенге. В настоящее время депутаты хотят, чтобы акиматы снова заключали договоры только напрямую с центрами ЗОЖ без тендеров и возможных конкурентов. То есть, налицо попытка вернуть систему в прежнее состояние, когда вопросами ЗОЖ занимались исключительно государственные структуры, и финансирование таких проектов было полностью непрозрачным, - объяснил эксперт.
Эти суммы и подозрение на коррумпированность Центров ЗОЖ возникли не просто так. Например, Кирилл Павлов в 2020 году детально изучил деятельность 22 таких Центров.
Несмотря на то, что передача пропаганды ЗОЖ в конкурентную среду произошла в 2018 году, акиматы по-прежнему заключали с ними прямые договоры. При этом, размер суммы одного договора мог достигать 167 млн тенге, а средняя сумма контрактов составляла порядка 100 млн тенге годового финансирования. Я направлял соответствующие запросы в акиматы Астаны и Мангыстауской области с просьбой дать четкие обоснования по выбору поставщика, в ответ акиматы поспешно закрыли тендеры на услуги пропаганды ЗОЖ, признав их несостоявшимися, – отметил он.
Отметим, что сейчас эти Центры ЗОЖ являются негосударственными. Заказы получают на основе тендера. При должном внимании общественности это должно было стать сдерживающим антикоррупционным фактором. К тому же, проведение конкурса дало бы возможность и другим программам по профилактике ЗОЖ принять участие в тендере. Однако, по словам Кирилла Павлова, через схему якобы стратегического партнерства, предлагаемого депутатами, будет легче управлять денежными потоками и создавать «кипучую работу» продвижения здорового образа жизни за бюджетные средства без шансов чему-то здравому попасть в эту систему.