Авиакомпании Qazaq Air и Air Astana приватизируют для развития конкуренции
Долю государственного участия на рынке гражданской авиации намерены уменьшить с помощью приватизации авиакомпаний Qazaq Air и Air Astana, передает Arbat.media.
Об этом заявили в Агентстве по защите и развитию конкуренции РК.
На рынке гражданской авиации Казахстана есть три авиакомпании:
- Air Astana и дочерняя Fly Arystan – с долей участия государства более 70%;
- Qazaq Air – с долей участия государства в 6%;
- SCAT, которая занимает 24% на рынке гражданской авиации.
Заместитель председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Рустам Ахметов рассказал, что таким образом, этот рынок относится к высококонцентрированному типу с недостаточно развитой конкуренцией.
Присутствие авиакомпаний с госучастием приводит к уменьшению состязательности между субъектами рынка, незаинтересованности иностранных авиаперевозчиков и инвесторов. Эти факторы в целом негативно влияют на конкуренцию, — отметил он.
По его словам, в структуре стоимости авиабилетов топливо занимает основную долю расходов. При этом только в столичном аэропорту присутствует несколько поставщиков авиатоплива. В других воздушных гаванях страны авиатопливо реализуют исключительно сами аэропорты.
Таким образом, отмечается ограниченность доступа розничных реализаторов авиакеросина к инфраструктуре аэропорта.
В этой связи Агентство совместно с Министерством индустрии и инфраструктурного развития приняли Дорожную карту по развитию конкуренции на рынке гражданской авиации, направленную в том числе на снижение стоимости авиабилетов. Она содержит следующие меры:
- реализовать 100% акций Qazaq Air и Air Astana;
- выделить Fly Arystan как отдельный субъект рынка до момента приватизации;
- увеличить сроки действия режима "открытое небо" до 2028 года, а также обеспечить действие этого режима для всех 13 международных аэропортов Казахстана с предоставлением всем иностранным авиакомпаниям государств-членов Международной организации гражданской авиации прав на выполнение пассажирских полётов в аэропорты без ограничения частот с учётом технических возможностей аэропортов;
- закрепить недискриминационный доступ розничных реализаторов авиатоплива к топливо-заправочным комплексам аэропортов, а также проработать вопросы строительства альтернативных топливозаправочных комплексов в аэропортах страны.