Крушение «Луны — 25»: хронология событий, мнение экспертов
Сегодня днем появились сведения о том, что, согласно предварительным данным, космическая станция "Луна-25" вышла из расчетной орбиты, столкнулась с поверхностью Луны и прекратила свое существование, передает Arbat.Media.
Об это сообщила пресс-служба "Роскосмоса". В сообщении российской госкорпорации сказано, что "по результатам предварительного анализа, в связи с отклонением фактических параметров импульса от расчетных КА "Луна-25" перешел на нерасчетную орбиту и прекратил свое существование в результате столкновения с поверхностью Луны".
По словам представителей российской государственной космической корпорации, 19 августа на станцию выдали импульс для перехода на предпосадочную эллиптическую орбиту. Примерно в 14:57 связь с "Луной-25" прервалась. Однако мероприятия по поиску аппарата и восстановлению связи с ним результатов не дали.
Позже появилась информация о том, что специальная межведомственная комиссия будет заниматься выяснением причин потери станции.
Первую за почти 50 лет российскую лунную станцию создали в Научно-производственном объединении имени С. А. Лавочкина. Одиннадцатого августа ракета "Союз 2.1б" с разгонным блоком "Фрегат" и установленной на нем "Луной-25" стартовала с космодрома Восточный. Через несколько минут "Фрегат" вышел на орбиту Земли, а через час и 20 минут после старта он направил станцию на траекторию перелета к Луне. За время полета станция два раза скорректировала траекторию, а 16 августа, после выдачи двух тормозных импульсов, вышла на орбиту Луны высотой около 100 километров. За время полета станция передавала на Землю данные с научных приборов, а также несколько фотографий, в том числе снимок кратера Зееман на Южном полюсе Луны.
Предполагалось, что 21 августа станция усадится на Луне к северу от кратера Богуславский на видимой стороне спутника Земли. Главной целью миссии было исследование поверхности Луны и поиск признаков наличия льда.
РБК приводит мнение различных экспертов о возможных причинах крушения станции.
Заслуженный испытатель космической техники Андрей Емельянов: «Если вспомнить, предыдущие наши межпланетные полеты осуществлялись почти 50 лет назад. Сейчас новые люди, новая электроника, новое программное обеспечение, новая аппаратура. И всему этому снова надо учиться. Давайте вспомним историю. Наша «Луна-9», которая первая совершила мягкую посадку на Луну [3 февраля 1966 года] <...> Там больше десяти прототипов летало, и только 12-й аппарат сумел совершить мягкую посадку.
Это естественные причины, явления, которые происходят в любой космонавтике. Вспомните израильскую космонавтику, индийскую космонавтику, когда они пытались совершить посадку на Луну, также у них происходили проблемы <...> То же касается «Луны-25». Крайний полет к Луне у нас был в 1976 году, прошло 47 лет, надо понимать, что у нас [сейчас] совсем другие люди работают. <...> Конечно, в любом случае, человеческий фактор влияет. <...>
Такого феномена как нерасчетная орбита вообще не существует. У нас практически все орбиты, на которые выходят любые космические аппараты, являются нерасчетными. Расчетными являются идеальные орбиты в идеальных условиях, остальное все находится за пределами определенных рамок. Самый первый спутник, который полетел 4 октября 1957 года, он вышел на нерасчетную орбиту. <...> Юрий Гагарин летал на нерасчетной орбите. <...> Параметры атмосферы, параметры гравитационного поля никогда не являются идеальными, всегда есть флуктуации в ту или иную сторону. Задача коррекции, которая производится при полете космического аппарата — эти нерасчетные параметры вводить как можно ближе к тем, кот были предварительно рассчитаны.
Задача современной космонавтики, современных инженеров — выводить космические аппараты как можно ближе к расчетной орбите, [при этом] закладываются допустимые параметры отклонений. Сейчас «Луне-25» дали импульс спуска. Видимо, параметры орбиты, на которую вышел аппарат, стали выходить за пределы допустимых, и аппарат, скорее всего, столкнулся с поверхностью Луны, как сообщает Роскосмос».
Специалист по космическим аппаратам Илья Овчинников: «В середине прошлого дня должен был произойти следующий маневр: модуль летал на круговой орбите, где-то высота 100 км. Необходимо было вытянуть эллипс, сделать орбиту, где высота, кратчайшее расстояние до Луны [сократится до] 18 км. То есть произвести маневр, чтобы приблизить аппарат в район посадки. <...> Происходит нештатная ситуация при работе двигателя. То есть, он должен был перейти на эту высоту 18 км, но есть ощущение что … мы видим что он врезался. Это значит, что двигатель отработал, скорее всего, дольше, чем нужно. <...> И соответственно, орбита начала пересекать поверхность Луны, и Луна стала препятствием для движения космического аппарата. Это один из вариантов, я могу только предполагать.
Могла сработать автоматика — не вовремя выключили аппарат, могли быть ошибки в расчетах. Но что конкретно [произошло] — естественно, узнаем после того, как будет проведен полный анализ».
Ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт ранее в разговоре с «РИА Новости» заявил, что «тревожащие признаки» у «Луны-25» заметили еще до попытки перехода на предпосадочную орбиту. «Были проблемы, они были не то, чтобы существенные, но признаки были, так скажем, тревожащие, но все надеялись, что с этим как-то удастся разобраться... Проблемы были, аккуратно скажу, есть расчетные вещи, а есть не по номиналу.», — сказал он и выразил мнение, что следовало бы подождать и отложить переход на предпосадочную орбиту.
Овчинников, комментируя слова Эйсмонта, сказал: «Можно откладывать сколько угодно. Если комиссия тогда приняла решение, значит оно было верным. С аномалией, если какая-то и была, справились, потому что нас не просвещали здесь мы не можем знать достоверно, что произошло. <...>Это решение не одного человека, а специалиста по каждой системе».