В Казахстане в условиях роста бедности сохраняются протестные настроения – политологи
Протестные настроения сегодня имеют «блуждающий» эффект, считают эксперты. Провоцирующим фактором для массовых волнений может стать падение уровня доходов населения, передает Arbat.media.
Количество жителей Казахстана, попадающих в категорию бедных, по итогам 2023 года достигло исторического максимума. Как отмечается в проекте поправок в постановление правительства «Об утверждении комплексного плана «Программа повышения доходов населения до 2029 года», во втором квартале прошлого года, доля населения, проживающего с доходами ниже уровня прожиточного минимума (то есть находящегося в категории бедности), достигла 5,1 процента. Это показатель с негативным трендом за последние пять лет, увеличившийся на 0,8% с 4,3% в 2019 году.
Стоит отметить, что за последние пять лет, во время президентства Касым-Жомарта Токаева, экономика Казахстана прошла через несколько значительных изменений. Стране удается сохранять позитивную динамику в экономическом развитии, несмотря на сложности, вызванные геополитическими событиями, такими как война в Украине, обострение военного противостояния на Ближнем Востоке, вторичные санкции стран Запада и так далее.
Мы пообщались с казахстанскими политологами на предмет вероятности повторения в Казахстане событий, аналогичных тем, что произошли в январе 2022 года, и причинах социального напряжения в обществе, перманентно вспыхивающего в тех или иных регионах.
Эксперты полагают, что «блуждающие» протестные настроения в Казахстане сохранятся на протяжении длительного времени, так как структурные проблемы в стране не решены, и на их устранение требуется время.
Талгат Калиев, директор ТОО "Институт прикладных этнополитических исследований" считает, что вероятность перерастания недовольства в массовые акции протеста существуют в любом обществе, в том числе, на первый взгляд, в социально благополучных и развитых странах ЕС и США. (Фото: соцсети).
Спрогнозировать подобные вспышки чрезвычайно сложно, поскольку они носят абсолютно иррациональный характер и слабо поддаются моделированию. Поэтому вероятность протестных акций в Казахстане, при соответствующем стечении обстоятельств и наступлений триггеров, способных спровоцировать сильные эмоции на массовом уровне, исключать нельзя, - отмечает политолог.
Что касается повторения Кантара в чистом виде, то, по словам Талгата Калиева, важно учитывать, что в 2022 году события носили в определенной степени искусственный характер и являлись частью заговора групп силовиков с целью дестабилизации ситуации с последующим захватом политической власти.
После состоявшейся в прошлом году конституционной реформы, позволившей сбалансировать ветви власти и повысить уровень ее прозрачности, вероятность подобных заговоров стала крайне низкой. Поэтому повторения январских событий 2022 года ожидать не следует, - считает собеседник.
По его словам, одновременно серьезное влияние на общественные настроения оказывают и внешние факторы, начиная от влияния введенных в отношении России санкций и волатильности рубля на казахстанскую экономику и курс национальной валюты, заканчивая событиями в секторе Газа и военным конфликтом между Россией и Украиной.
Учитывая богатую этническую и конфессиональную палитру казахстанского общества, все эти события способны привести к чрезмерной поляризации общества, возникновению повышенной нервозности на массовом уровне, что может обернуться не только ростом социальной конфликтогенности, но и неосознанному росту протестных настроений, - резюмирует Талгат Калиев.
Досым Сатпаев, казахстанский политолог, считает, что после трагических событий января 2022 года, последующие два года лишь закрепили сверхпрезидентскую систему власти, подчеркнув внутриэлитные позиции Касым-Жомарта Токаева и его окружения. (Фото: adamdar.ca).
Хотя был проведен конституционный референдум, а затем и досрочные выборы в 2022 году, система осталась прежней, несмотря на некоторые усилия по обезжириванию олигархических групп. Однако сама патрон-клиентская система осталась неизменной, где лояльность обменивается на безопасность. Власть до сих пор формируется на основе внутренних компромиссов, а принятие решений напоминает тушение пожаров, реагируя лишь на уже возникшие проблемы, без предвидения будущих вызовов, - пишет Досым Сатпаев на своей странице в Фейсбук.
Он также отмечает, что отсутствие конкретных индикаторов оценки социального напряжения в обществе мешает оценить реальную обстановку. Ни государственная статистика, ни выборы не дают ясного представления о доверии к власти и уровне протестных настроений.
Несмотря на то, что 2023 год был относительно спокойным, это не должно создавать иллюзии долгосрочной стабильности. Протестные настроения могут накапливаться, и отсутствие открытой политической оппозиции делает их трудноуловимыми. Власть, напротив, продолжает бороться с открытой политической оппозицией, вместо того чтобы взять на вооружение их мнение как часть политического процесса. Это приводит к репрессиям и арестам активистов, - отмечает эксперт.
По его мнению, отсутствие публичной политики оставляет политическую систему стерильной, где власть занята внутриаппаратными отношениями и не может точно оценить общественные настроения. Эффективные модераторы и посредники отсутствуют, что может привести к взрывным ситуациям в будущем.
В Казахстане отсутствует средний класс, и основная часть населения либо бедна, либо находится немного выше уровня бедности. Это в сочетании с высоким уровнем закредитованности создает значительные напряженности в обществе. Отсутствие среднего класса означает, что значительная часть населения лишена доступа к возможностям и ресурсам, необходимым для повышения уровня жизни и социальной мобильности. Это создает социальное неравенство и усиливает напряженность в обществе, так как люди сталкиваются с ограниченными возможностями для улучшения своего положения, - считает Досым Сатпаев.
Решение этих проблем, по его словам, требует комплексного подхода, включающего в себя меры по повышению доходов населения, содействию созданию рабочих мест, обеспечению доступа к образованию и здравоохранению, а также разработке программ по управлению долгами и финансовой грамотности. Только такой подход может помочь снизить напряженность в обществе и содействовать устойчивому экономическому развитию.
Марат Шибутов, политолог.
Насколько я знаю, между президентом страны Токаевым и председателем КНБ Сагимбаевым хорошие рабочие отношения, поэтому никаких повторений Кантара нам не грозит – считаю, что сотрудники КНБ не будут во второй раз организовывать попытку госпереворота. Так что никаких рецидивов, думаю, не предвидится. Ведь в большинстве своем за массовыми вспышками недовольства граждан всегда "торчали уши" части недовольной элиты. Пока вроде все спокойно, - говорит политолог.
Наряду с этим он отмечает, что сейчас главная проблема, связанная с напряжением в казахстанском обществе, находится в сфере функционирования городской среды – работы коммунальных сетей и застройки.
Эти проблемы в первую очередь касаются больших городов. Серьезные коммунальные аварии могут возникнуть в любой момент и в любом регионе. Практически все инженерные сети критически изношены и требуют модернизации. Ремонт ожидается, но насколько он будет реализован, непонятно. Застройка точечная - опять-таки проблема, вызывающая справедливые нарекания со стороны жителей мегаполисов. Считаю, в этих проблемах и кроются главные триггеры для возникновения массовых недовольств населения, - считает Марат Шибутов.