«Страна будущего»: как Казахстан выстраивает новую модель государственности по курсу Токаева
В начале сентября президент Касым-Жомарт Токаев озвучил Послание, которое уже называют программой политико-экономической эволюции Казахстана. Сейчас глава государства активно приступил к практической реализации своих инициатив: от парламентской реформы до цифровизации государственного управления.
О значении этих шагов, особенностях казахстанской модели и восприятии курса Токаева в регионе рассказывает журналист, директор аналитического центра Central Asia Cronos Анатолий Иванов-Вайскопф.
– Анатолий, президент Касым-Жомарт Токаев в своём Послании подчеркнул формулу: «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчётное Правительство». Можно ли назвать её новой моделью государственности региона?
– Давайте начнем с того, что формула «Сильный президент, влиятельный парламент, подотчетное правительство», которую президент Токаев впервые озвучил еще в 2022 году как принцип построения сбалансированной президентской республики, не является принципиально новой для мирового сообщества.
Подобная модель успешно реализуется во Франции, Южной Корее, Финляндии, Литве – странах, где взаимодействие между ветвями власти считается наиболее гармоничным.
Но если рассматривать её в контексте Центральной Азии, то предложенная Токаевым система действительно новаторская. В соседнем Кыргызстане, например, предпринималась попытка выстроить похожий баланс, но безуспешно, так как роль парламента там была фактически сведена к минимуму. Поэтому я убежден, что модель, предложенная Токаевым, может стать ориентиром для всего региона, если покажет эффективность в Казахстане.
– В Послании прозвучала идея парламентской реформы и перехода к однопалатной системе. Как вы оцениваете этот шаг с точки зрения политической эволюции страны?
– О необходимости перехода к однопалатному парламенту говорят уже больше десяти лет, но наиболее активно после 2022 года. Казахстан не является федеративным государством, а значит, двухпалатная система здесь не является жизненной необходимостью.
При этом важно учесть интересы регионов: их социально-экономические различия и уровень развития. Рабочая группа, начавшая работу 14 октября, думаю, сможет найти баланс. Один из возможных вариантов – закрепить в законе требование, чтобы партии включали в свои списки представителей всех регионов. Возможно, стоит увеличить число депутатов до 200 человек или сохранить смешанную систему, где часть избирается по одномандатным округам. В любом случае, Казахстану парламентская реформа жизненно необходима, и нынешний процесс это шаг вперёд, а не назад.
– В стратегическом документе президент также уделяет заметное внимание технологическим и социальным аспектам развития. Как вы оцениваете его подход к синтезу политики, технологий и человеческого капитала?
– Цифровизация и искусственный интеллект уже влияют на развитие всего мира, но важно сохранять баланс. Мы не можем перекладывать на нейросети человеческую ответственность. Президент Токаев, как видно из его предложений, осознаёт эту грань: технологии должны помогать людям, но не заменять мышление. Примером служат успешные цифровые инициативы: от электронных сервисов до систем обратной связи.
Если Казахстан найдёт золотую середину между технологическим прогрессом и профессиональной подготовкой кадров, это станет мощным толчком для всей страны.
– Казахстан всё чаще называют центром устойчивости в Центральной Азии. Можно ли сказать, что Послание Токаева укрепляет эту роль?
– Безусловно. Казахстан сегодня воспринимается как государство со сбалансированной внутренней и внешней политикой. Интерес к нашей стране огромен – со стороны Китая, России, Европы, Японии.
Даже те иностранные коллеги, кто не знаком с деталями Послания, отмечают главное – внутреннюю стабильность Казахстана, которая стала визитной карточкой токаевской эпохи.
– Президент часто говорит о «Слышащем государстве». Можно ли утверждать, что Казахстан формирует новую политическую культуру, культуру диалога между властью и обществом?
– Да, пока принцип слышащего государства реализуется не идеально – мешает и низкий профессионализм отдельных чиновников, и элементы саботажа на местах. Но отрицать прогресс невозможно. Возьмём электронную платформу e-Otinish – это пример реального диалога между гражданами и государством. Подобные инструменты уже вызывают интерес и даже зависть у граждан других стран, где обращения могут рассматриваться месяцами. Токаев фактически формирует новую культуру управленческой ответственности, когда гражданин чувствует, что его голос имеет значение.
– Если обобщить, в чём вы видите стратегическое видение Касым-Жомарта Токаева?
– На мой взгляд, Токаев не отступает от своих целей. Это попытка создать принципиально новую страну – технологичную, образованную, устойчивую.
Да, путь непрост: есть и внешние вызовы, и внутренние проблемы, доставшиеся по наследству. Но главное – есть политическая воля и последовательность.
Я вижу Казахстан как страну будущего, которая строится не лозунгами, а конкретными делами. И видно, что Касым-Жомарт Токаев – человек, который действительно знает, куда ведёт страну.