Новые обвинения. Почему дело Боранбаева все еще вызывает много вопросов?
Дело в отношении учредителей ТОО “АзияГаз Чунджа” Кайрата Боранбаева, Романа Наханова и экс-замглавы правления АО "QazaqGaz" Тайыра Жанузака продолжает получать новые и неожиданные повороты. Сторона защиты считает, что обвинение пытается отстоять свою позицию. В этот раз прокурор предоставил новый обвинительный акт, возмутивший адвокатов. Arbat.media расскажет обо всем по порядку.
А что изменилось?
Процесс по делу 20 марта начался с зачитывания прокурором нового обвинительного акта. Отмечается, что в него были внесены ссылки на протокол с 18 пунктами между ПАО “Газпром Экспорт” и “Казмунайгаз” от 12 июля 2019 года.
Как добавил прокурор, количество статей инкриминируемых деяний не увеличилось.
После зачитывания нового акта, сторона защиты указала, что гособвинение ссылается на документ, оригинал которого по сей день не был представлен суду.
Не случайно вы задали вопрос, уважаемый судья, в чем изменился новый обвинительный акт. Закон предусматривает, что в случае ухудшения обвинения или в случае существенного изменения обвинения, прокурор вправе просить предоставить ему время для предоставления нового обвинительного акта. Но мы увидели, что ни в чем обвинение не изменилось, ни в его объеме, ни в его обоснованиях, ни в чем. Единственное, прокуратура внесла ссылку на протокол (с 18 пунктами).
Адвокат обратила внимание на нормативное постановление Верховного суда об оценке доказательств.
Этот самый протокол с 18-ю пунктами, да, он представлен суду, да, он приобщен, но кем и когда он признан вещественным доказательством? В этой стадии либо суд должен его признать вещдоком, либо орган следствия, получив дело в свое производство и начав досудебное расследование. Сегодня мы обсуждаем документ, который не признан вещдоком, ему не придан этот статус, но тем не менее в этом обвинительном акте ссылка на этот документ идет и фактически все обвинение строится на этом документе. Я поражаюсь тому, что происходит в нашем судебном процессе и тому, что позволяет себе гособвинение, - заявила она.
Сторона защиты добавила, что доказательство не может быть учтено, если получено лицом, не имеющим права осуществлять производство по уголовному делу.
По нашему делу следователь следственно-оперативной группы АФМ Н. (которого допрашивали по следствию 15 марта) вообще не имел права осуществлять производство, - заявила адвокат.
Судья ответила, что обвинительному акту будет дана правовая оценка.
После прокурор назвал еще одно изменение в обвинительном акте - увеличен перечень имущества, подлежащего конфискации у Боранбаева.
В акт теперь включены четыре счета, подлежащие конфискации.
“Каламбур”
Подсудимый Боранбаев отметил, что сторона обвинения все еще не ответила не некоторые важные вопросы.
Было ходатайство 27 февраля 2023 года, которое вы приобщили к делу. В нем "QazaqGaz" все еще не предоставил ответы по двум вопросам. Первый - по какой статье отчета о прибыли и убытках отражен ущерб компании и второй - по какой статье баланса отражен ущерб компании. Почему-то "QazaqGaz" до сих пор не дал ответа, - заявил он.
Боранбаев считает важными эти ответы, потому как в документах будет представлен ущерб "QazaqGaz", о котором говорят в самой компании.
Дайте ответы на два вопроса, у нас каламбур тут происходит, - добавил он.
Представитель потерпевшего АО НК "Qazaq gaz", прикомандированный из дочерней компании Серик Ибраев заявил, что прояснение по вопросам Боранбаева предоставят на следующем заседании.
Процесс продолжает затягиваться
Добавим, во время прошлого заседания стороны защиты и подсудимые отмечали длительность процесса. Теперь прокуроры подготовили новый обвинительный акт с копией протокола.
По мнению стороны защиты, ситуация порочит органы следствия и является одним из оснований для вынесения оправдательного приговора.
С момента задержания подсудимых прошло более года, тем не менее в деле остается много вопросов. Процесс продолжится 27 марта 2023 года.
Читайте также: Доводов для обвинений почти не осталось: “дело Боранбаева” близится к концу