В России рекордное падение экспорта бензина
В мае 2025 года экспорт бензина из России по морю сократился почти в два раза — как по сравнению с прошлым годом, так и с предыдущим месяцем. Об этом пишет РБК со ссылкой на Центр ценовых индексов, передает ArbatMedia.
Российские компании вывезли за границу 133 тысячи тонн бензина — на 47% меньше, чем в мае 2024 года, и на 63% меньше, чем в апреле. Эксперты объясняют падение экспорта укреплением рубля и затяжными ремонтами на нефтеперерабатывающих заводах. Работы проходили на заводах в Комсомольске-на-Амуре, Уфе и Волгограде. Из-за этого производство бензина снизилось на 72 тысячи тонн. За первые пять месяцев года морской экспорт бензина сократился на 3,3% и составил 1,7 млн тонн.
Основным направлением экспорта стала Африка — туда в мае отправили 90 тысяч тонн топлива. Это на 17% больше, чем в апреле, и почти в два раза больше, чем год назад. Второе место заняла Бразилия: 41 тысяча тонн, что вдвое превышает показатели апреля. Поставки в Азию, наоборот, прекратились. В апреле туда отгрузили 156 тысяч тонн. Причиной эксперты называют невыгодные цены и крепкий рубль.
Курс рубля в мае опустился ниже 80 за доллар впервые за почти два года. Это снизило объёмы компенсационных выплат нефтяным компаниям — демпфера. В мае объём выплат составил 42,5 млрд рублей, что стало минимумом с октября 2023 года. В апреле выплаты достигали 62,7 млрд, в марте — 100,3 млрд, а в январе — 156,4 млрд рублей. Помимо рубля, на это повлияли падение цен на энергоносители и рост оптовых цен внутри России.
Экспортная цена бензина в мае снизилась до 71 тысячи рублей за тонну. Оптовая цена на АИ-92 внутри страны, наоборот, выросла — до 56 тысяч рублей за тонну. Министерство финансов оценивает, что по итогам года нефтяники могут получить на 1,4 триллиона рублей меньше демпферных выплат, чем планировалось.
Аналитики подчеркивают: бензин не входит в число ключевых экспортных продуктов. За границу отправляют в основном излишки и фракции, не подходящие под стандарт «Класс-5». В среднем морем уходит только 2–4 судна с бензином в месяц.
Ожидается, что экспорт начнёт восстанавливаться после завершения ремонтов и благодаря высоким внутренним запасам. По данным Минэнерго, на начало июня в стране накоплено 1,8 млн тонн бензина и 3,3 млн тонн дизеля.
Дополнительным фактором, который снижает интерес к экспорту, остаётся ключевая ставка в 20%. Из-за неё у трейдеров растут издержки, а рентабельность сделок падает, особенно в условиях ограниченного доступа к западному финансированию.
При этом экспорт по железной дороге продолжается. Топливо поставляется в Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Российский бензин остаётся важным источником поставок для этих стран — особенно с учётом льготных условий для Казахстана.