В Казахстане снова может возникнуть дефицит топлива: кто в этом виноват

17 января 2023 г. 13:55 / Новости Казахстана

За последние несколько дней Павлодарский и Атырауский нефтеперерабатывющие заводы распространили информацию о том, что из-за затоварки (заполнения) сжиженным газом они могут остановить ряд технологических установок по производству бензина и дизтоплива. Редакция Arbat.media, прислушавшись к мнению экспертов, объясняет, почему так произошло.

Отмечается, что это создает дефицит в рознице, так как продукцию не успевают своевременно вывозить оптом.

На Атырауском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) заявили, что ситуация сложилась из-за того, что акиматы нескольких регионов страны не забрали нефтепродукты, предназначенные для них.

Атырауский нефтеперерабатывающий завод. Фото: KMG

По причине нехватки свободных резервуаров для хранения и остановки ряда технологических установок, с 10 января снижены объёмы производства сжиженного углеводородного газа с 500 тонн в сутки до 20 тонн в сутки, автобензинов с шести тысяч тонн в сутки до 1,5 тысяч тонн в сутки, дизельного топлива с четырех тысяч тонн в сутки до двух тысяч тонн в сутки.

На Павлодарском нефтеперерабатывающем заводе, в свою очередь, заявили о накоплении 2 857 тонн газа, при суточном производстве на предприятии 1 000-1 050 тонн и максимальном объёме хранения в 3 600 тонн.

Павлодарский нефтеперерабатывающий завод. Фото: imstalcon

Это значит, что у нас так много сжиженного газа, что его уже никто не потребляет? К сожалению, нет. Тогда почему же так много газа скопилось? Всё, к сожалению, просто. После того, как старт биржевых торгов газом в начале прошлого года оказался настолько неудачным (привет прозрачная коммуникационная политика госорганов) Министерство энергетики вернулось к непрозрачному плану поставок. В итоге газ вывозится несвоевременно, многих просто не включили в план, - пишет финансовый аналитик Андрей Чеботарев.

Эксперт еще в 2020 году отмечал, что рынок без прозрачного ценообразования обречен на стагнацию — в таком случае за все риски и за искусственно сдерживаемые цены платит каждый гражданин своими налогами и бюджетом страны.

А главное — без прозрачного ценообразования и эффективного рынка отрасль не будет иметь возможность расти: не будет ресурсов для повышения зарплат, модернизации производства и повышения качества, добавил он.

В целом, он приходит к выводу, что регуляция снова мешает рынку. По мнению эксперта, Казахстан производит достаточное количества топлива, сжиженного газа, бензина и дизеля, но непрозрачный план поставок, из-за которого страдает логистика приводит к искусственному дефициту.

К такому же выводу пришел экс-советник министра энергетики Олжас Байдильдинов.

"Госрегулирование отрасли должно быть отменено, нам нужны прозрачные и рыночные механизмы биржевых торгов. Как видим из релизов АНПЗ и ПНХЗ, наши заводы своевременно производят необходимые нефтепродукты, но нерыночный план поставок и рост количества АГЗС приводит к таким ситуациям", – отмечает эксперт.

Байдильдинов убежден, что причины сложившейся ситуации надо искать в изменениях, происходящих из-за госрегулирования отрасли, которые приводят к таким дисбалансам и ситуациям затоварки либо дефицита. 

В ТОО "Парк хранения сжиженного нефтяного газа" заявили, что покупатели не осуществили вывоз сжиженного газа с Парка согласно Плану, который утверждался Министерством энергетики, по "независящим" от ТОО причинам. Это привело к заполнению резервуаров.

АНПЗ и ПНПЗ входят в тройку ведущих нефтеперерабатывающих заводов Казахстана. 

Владельцем нефтеперерабатывающих заводов является АО "КазМунайГаз" (99,53 %). Проектная мощность переработки составляет 5,5 млн тонн в год, глубина переработки составляет до 87%. О том, как "КазМунайГаз" не может вернуть себе зарубежный актив, читайте здесь.

Акционерами АО НК "КазМунайГаз" являются Акционерное общество "Фонд национального благосостояния "Самрук-Қазына" - 87,42%, Национальный банк Республики Казахстан - 9,58%, в свободном обращении на биржах KASE и AIX – 3%.

Ранее председатель правления АО «ФНБ "Самрук-Казына" Алмасадам Саткалиев прокомментировал размеры заработных плат и премий сотрудников фонда. Оказалось, что топ-менеджеры получают почти один миллион тенге в месяц.

Автор
Новости партнеров