"Только бизнес": зачем и для кого построили самую большую мечеть в Центральной Азии

25 августа 2022 г. 18:30 / Новости Казахстана

12 августа в Нур-Султане открыли самую большую мечеть в Центральной Азии. Новое здание поражает своими масштабами. Купол в мечети считается самым большим в мире для религиозного сооружения. Его диаметр – 62 метра, а высота – более 83 метров. Вместимость мечети – до 30 тысяч человек. Вокруг мечети есть большой парк с фонтанами. Площадь земельного участка - 10 гектаров. Также ковер для мечети сделан из 100% шерсти на заказ в Новой Зеландии и считается самым большим ковром ручной работы в мире. Общая площадь мечети 57 тысяч квадратных метров. В ней есть банкетный зал, телестудия, офисы, служебные помещения, магазины, музеи, конференц-зал, читальный зал Корана, учебные классы и зал для бракосочетаний. Но мечеть разве не священное место, где верующие коллективно молятся? Для магазинов, музея, банкетных залов есть специально предназначенные места, где люди могут развлекаться. Тогда зачем излишние составные мечети, кроме основных нужных для священного места атрибутов? Редакция решила найти ответы на вопросы и обратилась к автору перевода Корана на русский язык Серику Рысжанову и к Духовному управлению мусульман Казахстана.

Стоит отметить, что бывший президент Казахстана Нурсултан Назарбаев за день до сложения президентских полномочий заложил первый камень сооружения. Сам он присутствовал в день открытия. В мечети его имя увековечили на отдельной табличке.

 

Автор перевода Корана на русский язык Серик Рысжанов рассказывает, что новая мечеть - это очередная помпезная постройка, которой потом везде будут хвастаться. Мечеть с арабского означает - место земного преклонения, поэтому любое место, где верующие касаются лбом земли в молитве и есть мечеть. Внушили Мы Мусе (Моисею) и его брату: «Поистине, разместите для вашего народа в Египте дома. Устройте в домах ваших направление и выходите на молитвенную связь. Обрадуй верующих!» (10:87). А новое здание в столице - это лишь бизнес.

"На самом деле, это свойственно религиозным системам, ведь в своей основе они являются манипуляторами сознания людей, и в то же время - бизнесом. А раз есть бизнес, то и все его атрибуты непременно сопровождают такие места. Вы высказали правильную мысль: мечеть не для развлечений. На самом деле, мечеть не просто место коллективной молитвы, а главным образом, должно быть местом обсуждения насущных проблем, которые нужно решать через призму Корана. В наших реалиях, мечеть – рассадник догм, но никак не генератор идей в пользу народа", - говорит эксперт.

Рысжанов не умолчал о том факте, что сейчас в мечетях царит полное мракобесие и январские события показали, что у служителей муфтията нет эффективного противодействия деструктивным идеям.

"Если вы зайдете даже в небольшую мечеть в малом населенном пункте, то непременно обнаружите противоборствующие группировки. Противостояние начинается от техники исполнения намаза и до правильности трактовки того или иного хадиса. Отсюда и проявления радикализма и экстремизма. Почему вы думаете сотни или даже тысячи казахстанцев оказались в различных горячих точках в экстремистских организациях? Почему нашим спецслужбам пришлось проводить две операции (Жусан и Жусан 2) по депортации наших граждан из Сирии в Казахстан? Потому что в нынешних мечетях царит мракобесие, нет эффективного противодействия деструктивным идеям. Сколько бы не отчитывались служители муфтията о проделанной работе, но такие события как в январе в реальности показали неспособность ими проводить профилактику радикальных идей. Нет у нашего ДУМК авторитета среди мусульман, с одной стороны, с другой стороны, вероубеждение во всех мусульманских течениях ничем не отличается, разница только в методах реализации того или иного положения и все. Поэтому, ожидать, что увеличение мечетей приведет к духовному оздоровлению народа, к противодействию деструктивным идеям совсем не приходится, ведь не будут же пчелы бороться против меда", - подчеркнул Рысжанов.

Религии - это созданные людьми системы управления массами, используемых для достижения своих целей. А массы - это источник материальных благ. Как говорится: «Ничего личного, только бизнес». Как любой другой бизнес-проект, сейчас мечети тоже руководствуются современными методами заработка и манипуляций.

«С точки зрения веры, основная суть мечети – поминание Бога: В домах, которые Бог позволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и вечерам. (24:36) Расскажу как, согласно Корана, происходит коллективная молитва: О те, которые поверили! Когда вас позовут на молитвенную связь в день собрания, то устремляйтесь к поминанию Бога и оставьте сделки. Это лучше для вас, если вы знаете! (62:9). Мы видим, что поминание Бога ставится превыше торговых сделок. Возникает вопрос: если само место собрания превращается в бизнес точку, о каком предпочтении поминания Бога может идти речь для тех же клерикалов? Зачем думаете нужны вообще огромные мечети? Ну конечно же для максимальной конверсии «клиентов»", - отметил он.

Рысжанов подчеркивает, что связь мечетей с бизнесом порицается Богом. В каждой мечети есть чтение Корана за деньги. Муллы не просят напрямую, но ящик для пожертвований всегда стоит в молитвенных залах. Жрецы объясняют это тем, что им не на что жить, никто не помогает, поэтому им приходится зарабатывать таким образом. 

"Абсолютно все посланники Бога работали. Никто из них не зарабатывал на проповедях, никто не сидел в молельных домах и не ждал "клиентов" с урнами для пожертвований. Вот упрек и угроза напрямую всем священнослужителям: Поверьте, тому, что Я ниспослал (Коран) в оправдание того, что у вас и не будьте "первым закрывшимся" от него (от Корана). Не приобретайте Моими знамениями (аятами) небольшие ценности! Остерегайтесь Меня! (2:41) Когда желательно идти зарабатывать? После молитвы, но не в мечети: Когда будет окончена молитвенная связь, то расходитесь по земле и стремитесь к превосходству от Бога. Поминайте Бога много, может быть, вы достигнете успеха! (62:10) Черным по белому сказано идти по земле и зарабатывать. Очевидно, что связь места молитвы с бизнесом, со стремлением к заработку порицается Богом. Довольно интересным фактом служит следующий момент. Во время чтения Мухаммадом проповеди, слушающие разошлись как только услышали о возможности подзаработать: Когда они видят торговлю или забаву, то они заканчивают собрание и оставляют тебя стоящим. Скажи: «То, что у Бога, лучше, чем забава и торговля. Бог лучший из наделяющих!» (62:11) Надо ли следовать примеру тех, кто непосредственно был возле посланника? Нам ведь внушают, что религию принесли «сахабы» (сподвижники), что они правильно понимали и так далее. Но вот вам факт из Корана, что не все так радужно, как нам описывают. Кстати, "сахаб" также называют "салафы" – предшественники, отсюда и название течения – "салафиты", а их идеологи – "салафизм". Может стоит задуматься над таким совпадением?" - рассказывает Рысжанов.

Никакой шик и блеск здания не должен отвлекать человека от поминания Бога и в Коране написано, что вместе с Богом нельзя взывать ни к кому. Однако в мечетях наряду с Богом везде пишут и имя посланника Мухаммада. А это - прямое нарушение коранического принципа. В мечетях нельзя поминать никого, кроме Бога.

Кроме того, люди отличают мечети от других священных мест по полумесяцу на куполе. Но и этой символике нашелся запрет в священной книге. 

 

"Из Его знамений – день и ночь, солнце и луна. Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Богом, который сотворил их, если вы Ему служите! (41:37) С предельной ясностью сказано, что земной поклон запрещается перед солнцем и луной, но несмотря на это мусульмане касаются лбом в месте, где на куполе стоит полумесяц. Я знаю ответ намазханов, я ведь почти 20 лет об этом говорю, они говорят, что поклоняются только Богу, а не луне, в смысле обращения и служения. Но ведь и Бог не говорит об этом, Бог говорит конкретно о телодвижении, о касании лбом перед объектами в виде солнца и луны. Ну очевидно же, что такие мечети приносят только вред  людям. Конечно, те, кто строит такие мечети, оправдываются, но на их оправдание есть следующий аят? Те, которые устраивают место земного преклонения перед Богом во вред, для закрытости, для разделения среди верующих и для слежки за теми, кто воевал с Богом и Его посланником раньше, будут непременно клясться: «Мы желали исключительно хорошего!» – о них Бог свидетельствует, что поистине они – лжецы! (9:107), - говорит эксперт.

Рысжанов уверен, что среди мусульман идет явное разделение, ведь нет смысла применять самоназвания любым течениям, в частности – масхаб Абу Ханифа или ханафиты. Среди верующих есть легитимные названия - муслим (смирившийся), мумин (верующий), а также "миллята Ибрахима" – община Авраама и все. В исламском мире используют общее название "мусульмане", но всегда идет оговорка и собственные определения: сунниты, шииты, суфии, таблиги, ханафиты, ханбалиты и так далее. Но сам божий посланник не называл себя так, как сейчас называются представители разных сект. Эксперт уверяет, что в мусульманском мире многие решения, правила прямо противоречат Корану.

«Разве в Коране Бог предписал нам называться так, как называют себя секты? Ответ очевиден – нет. Все считают, что любая мечеть является святыней и «домом» Бога, но на самом деле даже Мухаммаду Бог рекомендовал не стоять в таких мечетях: Не стой в нем никогда. Место земного преклонения, которое с первого дня было основано на осмотрительности, больше заслуживает того, чтобы ты стоял в нем. В нем есть люди, которые любят очищаться. Поистине, Бог любит очищающихся! (9:108) В чем тут проблема? Мало того, что такие мечети являются рассадниками мракобесия, но и участь собравшихся в них может быть вполне плачевной: Так кто лучше? Тот, кто основал свое сооружение на предостережении пред Богом и Его довольствии, или тот, кто основал свое сооружение на самом краю крутого осыпающегося склона и стремительно падающего вместе с ним в огонь Ада?! Поистине, Бог не наставляет мракобесов! Не удалит их сооружение, которое они построили, сомнение в их сердцах, пока их сердца не разорвутся! Поистине, Бог – Знающий, Мудрый! (9:109-110) Такая незавидная участь вполне объяснима, не только в мечетях, вообще, в мусульманском мире большинство уложений, правил, решений и действий прямо противоречат Корану, а если указывать на противоречия через Коран, тут же накидывают ярлык «коранит», вместо того, чтобы обратить внимание и решить проблему. Клерикалы и адепты становятся агрессивными на такого рода указания, прямо как сказано в Коране: Когда читаются им Наши знамения явными доказательствами, ты узнаешь на лицах тех, которые закрылись, непризнание. Они готовы напасть на тех, кто читает им Наши знамения. Скажи: «Так возвестить ли вам о худшем из этого для вас? Огонь! Обещал его Бог тем, кто закрылся! Плохое это возвращение!» (22:72) - отмечает автор перевода священной книги.

Редакция также обратилась и в Духовное управление мусульман Казахстана. Заведующий отделом информации ДУМК Агабек Сыдыков не отрицает, что мечеть - священное место, где мусульмане коллективно молятся. Но этим, оказывается, ответственность мечети перед обществом не ограничивается. В век технологии, уверяет он, возрастает необходимость проводить лекции и проповеди через социальные сети и СМИ. Сейчас молодые люди часто слушают проповеди в формате подкастов. В связи с этим, служители мечети планируют вести программы и подкасты в новом формате.

"Сегодня при районных и городских мечетях открыты центры семейных консультации. Имамы не ограничиваются проведением религиозных обрядов, но также проводят семинары, тренинги, лекции для молодоженов, организовывают конференции на различные темы. Сотрудники мечети проводят рабочие совещания во время работы. Поэтому рядом с мечетью были открыты специальные помещения и конференц-залы", - отвечает представитель ДУМК.

Оказалось, что мечеть предназначена не только для верующих мусульман, которые хотят уединения и спокойно молиться, но и для туристов. Для иностранных гостей построили музей, магазины, а кроме этого, они могут лицезреть 130-метровую "Туристическую башню".

"Крупнейшую мечеть Средней Азии посещают не только верующие, но и множество туристов из-за рубежа. Они смогут увидеть панорамный вид на город через 130-метровую "Туристическую башню" мечети, а также архитектурные особенности мечети. Поэтому эта великая мечеть является не только местом поклонения, но и становится одним из замечательных зданий, посещаемых туристами. И я бы хотел отметить, что наличие музея и магазинов в посещаемом туристами месте — это закономерное явление. Музей и магазины расположены в отдельных местах от молитвенного зала", - сказал Сыдыков.

Еще мечеть хотят преобразовать в "Духовно-просветительский и образовательно-научный центр".

"Главную мечеть планируется преобразовать в "Духовно-просветительский и образовательно-научный центр". Мечеть не ограничивается религиозными службами. Здесь также будут проводиться курсы по истории, культуре, искусстве и так далее, - поделился заведующий.

Мечеть решили назвать "Главная республиканская мечеть при ДУМК". Но тем не менее, не совсем понятно, что из себя будет представлять новое здание - это священное место для верующих, достопримечательность для туристов или образовательный центр для тех, кто хочет учиться? 

В новой мечети астанчанка уже успела станцевать, вызвав недовольство горожан. А тут мужчину силой вывели из мечети в Атырау за неуважительное поведение. 

Новости партнеров