Казахстан стал основным узлом перегрузки европейских товаров в Россию
В первом квартале 2023 года средние тарифы на автомобильные грузоперевозки из Казахстана увеличились на 66%, передает Arbat.media со ссылкой на LS.
Согласно данным биржи ATI.SU, количество запросов на доставку товаров из Казахстана в другие страны увеличилось примерно в три раза в первом квартале 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средние тарифы автоперевозчиков возросли на 66%.
Основным драйвером роста стало российское направление: количество заявок выросло на 222%, а цены – на 67%. Похожая динамика наблюдается и в белорусском направлении, однако абсолютные цифры здесь гораздо скромнее. Также существенный рост показывают перевозки в Узбекистан и Кыргызстан, – отметили в бирже.
В организации уточнили, что причиной роста заявок в сторону России стали санкции, которые вынуждают компании из данной страны перестраивать логистические цепочки. Казахстан наряду с Турцией стал главным перевалочным пунктом для доставки европейских товаров в РФ. Также вырос интерес и к продукции, которую производят непосредственно в Казахстане.
При этом в марте рост экспортных перевозок был ниже, чем в январе-феврале.
Возможно, это говорит об исчерпании санкционного эффекта. Власти Казахстана довольно осторожно подходят к вопросу ограничений, опасаясь в том числе вторичных санкций. Тем более, что в последнее время в США и ЕС решили сосредоточиться именно на перекрытии обходных путей, позволяющих России смягчать ограничения, – прокомментировали в компании.
По поводу транспортировки грузов из других стран в Казахстан, замечен более умеренный рост. В сравнении с прошлым годом, количество запросов возросло на 49%, однако цены практически не изменились. Несмотря на это, спрос увеличился на практически всех направлениях, включая перевозки из России (+45%), Китая (+63%) и нескольких европейских стран.
Внутри Казахстана число заявок на перевозки выросло в три раза. В компании связывают данный показатель с перестройкой логистической системы.
В периоды масштабных изменений многие компании уже не могут ограничиваться работой с прежними партнерами и вынуждены искать новых грузоперевозчиков, а в современных условиях это проще всего делать на бирже. Поэтому нужно понимать: трехкратный рост спроса не означает аналогичного роста реального объема перевозок – здесь динамика гораздо скромнее, – пояснила директор казахстанского представительства биржи Рената Зобова.
Она также спрогнозировала, что рост перевозок в Россию может замедлиться, но будут открываться новые перспективные направления. В том числе в рамках сотрудничества с Китаем.