Последствия реформ из послания Токаева: отвечаем, чего ждать казахстанцам

16 марта 2022 г. 21:35 / Новости Казахстана

16 марта 2022 года Президент РК Касым-Жомарт Токаев выступил с Посланием народу. Редакция arbat.media узнала мнение политолога Никиты Шаталова с Telegram-канала Шаталканал и разобралась, что к чему.
 
Публицист и политический обозреватель Никита Шаталов поделился, что его ожидания от Послания оправдались. Изменения были анонсированы на сентябрь 2022 года, однако резкий перенос выступления на середину марта вызван политическими причинами, считает эксперт.

«Времени на изменение было очень мало, и была необходимость самим работать на опережение повестки, чтобы ее никто не перехватил, чтобы не вмешались еще одни какие-нибудь группы заговорщиков, чтобы сохранить управляемость системы», - отмечает политолог.

Что нового в Новом Казахстане?

Переименование Капшагая в Кунаев снимает вопрос о переименовании столицы, считает Шаталов.

«Закрепляются традиции называть города, областные центры, в данном случае, уже именами бывших руководителей Республики, даже если это было в советское время», - подчеркнул он.

A вот появление новых регионов ожидалось давно. Территории были слишком большие - это затрудняло их администрирование. Теперь разделенные регионы получат отдельный бюджет и смогут развиваться быстрее. Шаталов считает, что в этом вопросе можно было зайти еще дальше и еще несколько областей добавить. Видимо, в администрации посчитали это нецелесообразным.

В чем же причина создания Национального курултая пока непонятно. При существующем Национальном совете общественного доверия их функция «связывать власть и народ» может дублироваться.

«Здесь очень важный момент с НСОД в том, что он, можно считать, выполнил свои функции как такого связующего звена. Теперь пришло время для немного другого института, может быть, более инклюзивного, менее экспертного, который должен дополнительно давать какую-то репрезентацию общественных интересов и контроль», - предполагает публицист.

Как утверждает политолог, Национальный курултай -это скорее такое дополнение для тех людей, которые не хотят, по большому счету, заниматься политикой, а просто являются активными общественниками или выражают какие-то значимые мнения.

Однако, чтобы связать власть и народ нужно определиться с казахстанской формой правления. Анонсированный Главой государства переход от суперпрезидентской к президентско-парламентской форме правления пока не дает точных представлений о том, какой Казахстан нас ожидает впереди.

«Мы, к сожалению, в данный момент не можем ничего сказать о том, каким будет политический дизайн, потому что не было обозначен ключевой фактор - за кем остается, например, исполнительная власть. То есть ее полностью должен в таком случае утверждать парламент или сохранится предыдущая модель и каким-то образом она будет дополнена», - говорит Шаталов.

По словам политолога Досыма Сатпаева, Послание президента напоминало заявку на подготовку к президентским выборам 2024 года

«Тогда он говорил, что уже начат переход к президентско-парламентской форме правления по формуле: сильный президент - влиятельный парламент - подотчетное правительство. Понятно что в 2014 году это были просто красивые слова. Сейчас же времени на раскачку и на красивые обещания нет, так как сильный парламент у нас может появиться лишь за счет новых сильных и авторитетных партий, которые должны заменить старые эрзац-партии», - написал он на своей странице Facebook.

Никита Шаталов ожидает появление новых политических партий в Казахстане из-за снижения регистрационного порога. Это важный шаг с точки зрения репрезентации интересов и диалога.

Сразу же после Послания Президента, казахстанский общественный деятель Мухтар Тайжан сообщил о формировании собственной политической партии «Защитники земли».

Реформы Парламента политолог оценил скорее положительно. Новые функции Сената обеспечат более качественное законотворчество, став неким цензурирующим органом.

«В нашем случае это позволяет ему (Сенату - прим.ред.) отсеивать и отделять зерна от плевел. Если у него не будет возможности вносить правки, но зато будет возможность отклонять те законопроекты, которые сенаторам показались ненужными в моменте. Это может работать как в положительную, так и в отрицательную сторону, но никакие политические институты заранее не могут гарантировать того, что они будут использованы только во благо», - отметил Шаталов.

Еще одним дублирующим органом после Послания стал Конституционный Совет. В 1995 году была принята новая Конституция, по которой Совет заменил существоваший тогда Конституционный суд. Теперь ожидается обратная ситуация.

«Мы в данном случае, четко не можем ничего сказать. У нас еще недостаточно фактуры. Мы будем смотреть в данном случае на изменения в законодательство, но мое мнение такое - Конституционный Совет, скорее всего, будет упразднен», - считает эксперт.

Причиной восстановления Конституционного суда может служить его открытость. По мнению Шаталова, суд – это более публичный орган, нежели Совет. Есть определенная необходимость в том, чтобы через него люди защищали свои права.

 

Новости партнеров