Что общего между визитами Папы Римского и Си Цзиньпина?

16 сентября 2022 г. 2:42 / Новости Казахстана

На два дня столица Казахстана стала центром глобальной общественно-политической повестки. Папа Римский, вылетая из Ватикана в Нур-Султан, сам того не осознавая, прилетел уже в Астану, тем самым, он как бы напутствовал своим появлением город в новую жизнь. В жизнь без ветхости, а именно это выражение было употреблено самим Франциском уже чуть позже во время сьезда. 

Главный редактор arbat.media Сырым Иткулов попытался найти точки соприкосновения между визитами Папы и китайского лидера, которые прошли в один день.

В столице прошла масштабная месса на 10 тысяч человек, и в это время к нам летел китайский лидер Си. Город был в ожидании тотальных заторов и многочасовых пробок, но на удивление, нужно отдать должное организаторам съезда, всё прошло максимально безболезненно для обитателей дорог.

В Центральной Азии проживают более 350 тысяч католиков, 150 000 из них — в Казахстане. Это, в основном, потомки сосланных в сталинский период из европейской части России этнических немцев и депортированных уроженцев Литвы и Западной Украины. Да и в принципе, Казахстан давно стремится сформировать имидж страны религиозной терпимости, именно Казахстан стал первой постсоветской страной, установившей официальные отношения с Ватиканом. 

Сам визит Папы в довольно непростой для политической жизни нашей страны «постянварский» период, придал пусть небольшой, но ощутимый глоток надежды на то, что в мировом сообществе наша страна сможет удержаться в наплыве новых геополитических вызовов и все более нарастающей конфронтации все тех же религиозных институтов. С которыми, к слову, и в нашей стране не все ясно.

После трагических январских событий проведение масштабного международного мероприятия было очень важно с точки зрения восстановления имиджа Казахстана в глазах международного сообщества, а также укрепления доверия со стороны зарубежных инвесторов.

О съезде уже много было сказано, можно подытожить лишь одной цитатой самого Папы. Он заявил, что Казахстан, находясь в центре большого и стратегически важного азиатского континента, стал «естественным местом для нашей встречи». 

Его государственный флаг символизирует необходимость сохранять здравый баланс между политикой и религией. В действительности, золотой орел на знамени олицетворяет земную власть, как память о древних империях. А голубой фон навевает мысли о небесной семье и символизирует трансцендентность», - заявил он на прощание, попутно еще и невольно сделав большой месседж нашим министрам и акимам, вопрошая, «могут ли те, кто голодает, иметь ясный ум»? 

 

 

В этот же день к нам прилетел председатель КНР Си Цзиньпин, чей визит указывал на повышение геополитической и геоэкономической значимости Центральной Азии для Китая после начала войны в Украине.

Четвертый визит нынешнего китайского лидера в Казахстан уже после референдума и сентябрьского Послания, где были объявлены досрочные президентские и парламентские выборы, можно рассматривать не столько как демонстративную поддержку лично Токаеву, сколько как признание значимости нынешнего Казахстана в качестве плацдарма для укрепления инфраструктурной взаимосвязанности в регионе, а говоря проще, улучшения своих позиций в условиях войны в Украине.

Война стала для Центральной Азии сигналом, что надо расширять отношения с миром вне России, снижать зависимость от неё.  Это взаимный процесс — Китай отвечает предложением на спрос в этом плане. Понятно, что одним из главных приоритетов для Китая будет Транскаспийский транспортный международный маршрут. Хотя, кроме транзита через территорию Казахстана, Китай также ищет дополнительные маршруты в Центральной Азии. В том числе, рассчитывая на начало реализации проекта строительства железной дороги Китай — Кыргызстан – Узбекистан, который долгое время находился в подвешенном состоянии. И только после начала войны в Украине проект, судя по всему, приобретет более реальные очертания.

Но, несмотря на вышеперечисленное, главной цитатой визита Си в Казахстан стал довольно-таки дерзкий тезис в политическом русле. Когда китайский лидер сказал дословно, что «мы будем поддерживать Казахстан в защите территориальной целостности», многие отечественные и международные эксперты были удивлены и в то же время насторожены. Ведь спустя день главе КНР предстояла встреча с Путиным в Узбекистане. 

Как бы ни менялась международная конъюнктура, мы будем и впредь решительно поддерживать Казахстан в защите независимости, суверенитета и территориальной целостности, твердо поддерживать проводимые Вами реформы по обеспечению стабильности и развития, категорически выступать против вмешательства каких-либо сил во внутренние дела Вашей страны", - слова Си Цзиньпина, которые выглядят вполне красноречиво после январских событий и при нынешней межэлитной конфронтации между Новым и Ветхим Казахстаном. Прямо как в Завете.

Вот теперь, раз уж мы заговорили о завете, хочется сделать дискурс на визит Папы Римского. Что же между ними общего? Глава Католической церкви в первый же день визита не преминул напомнить, что Казахстан является «землей мучеников и верующих, землей депортированных и героев, землей мыслителей и художников».

Как не вспомнить, в частности, лагеря для заключенных и массовые депортации, угнетение стольких народов, свидетелями которых стали города и бескрайние степи этих земель? Но этот произвол не смог покорить казахский народ: память о заключении расцвела заботой о том, чтобы включать в свое общество других. На этой земле, видевшей с незапамятных времен грандиозные перемещения народов, память о пережитых страдании и испытаниях является необходимым багажом, чтобы идти навстречу будущему, ставя на первое место достоинство человека, каждого человека, и каждой этнической, социальной и религиозной группы, - подчеркнул понтифик.

Как мы видим, оба визита так или иначе затронули тему нашей внутренней политики. Но, с точки зрения ракурса Новой страны, на ближайшее (январь) и давнее (историческое) прошлое. Если понтифик благословил нашу землю как минимум на ближайшие 20 лет (а именно с такой периодичностью к нам приезжают Папы), то генсек компартии Китая заверяет президента, а по сути и весь казахский народ, что ежели когда-нибудь и придет беда, то он будет бороться за наш суверенитет.

То, что внешняя политика является продолжением внутренней – является аксиомой. Наши взаимоотношения с тем же Китаем, да и в целом, внешняя политика страны должны основываться на защите и продвижении национальных интересов страны.

Мы, будучи открытыми для любых форм равноправного взаимодействия, лишенного хоть какой-либо конфронтации, должны придерживаться принципа геополитического нейтралитета и выстраивать сотрудничество на основе прагматичных взаимовыгодных условий, лишенных политизации в отношениях. Казахстанская внешняя политика должна быть проактивной, превентивной и динамичной, работающей на опережение для успешной адаптации к быстроменяющейся геополитической реальности. 

Съезд, к слову, как бы критики не пробовали искать в нём недостаточную эффективность и осмысленность такого мероприятия в Казахстане, сыграл ту самую роль soft power, плоды которой могут быть не заметны ни сегодня, ни завтра. Мы их увидим через несколько лет, вдолгую, когда в разных точках мира будет бушевать огонь конфронтации, уже мировые лидеры будущего, как и Папа Римский с Си вчера, вспомнят о долгом и тернистом пути Казахстана по выстраиванию собственной повестки на международной арене, и об отношениях с ними, выдержавшими все испытания. Испытания временем.

Новости партнеров