Авиакомпании Qazaq Air и Air Astana приватизируют для развития конкуренции

31 марта 2023 г. 1:29 / Новости Казахстана

Долю государственного участия на рынке гражданской авиации намерены уменьшить с помощью приватизации авиакомпаний Qazaq Air и Air Astana, передает Arbat.media.

Об этом заявили в Агентстве по защите и развитию конкуренции РК.

На рынке гражданской авиации Казахстана есть три авиакомпании:

  • Air Astana и дочерняя Fly Arystan – с долей участия государства более 70%;
  • Qazaq Air – с долей участия государства в 6%;
  • SCAT, которая занимает 24% на рынке гражданской авиации.

Заместитель председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Рустам Ахметов рассказал, что таким образом, этот рынок относится к высококонцентрированному типу с недостаточно развитой конкуренцией.

Присутствие авиакомпаний с госучастием приводит к уменьшению состязательности между субъектами рынка, незаинтересованности иностранных авиаперевозчиков и инвесторов. Эти факторы в целом негативно влияют на конкуренцию, — отметил он.

По его словам, в структуре стоимости авиабилетов топливо занимает основную долю расходов. При этом только в столичном аэропорту присутствует несколько поставщиков авиатоплива. В других воздушных гаванях страны авиатопливо реализуют исключительно сами аэропорты.

Таким образом, отмечается ограниченность доступа розничных реализаторов авиакеросина к инфраструктуре аэропорта.

В этой связи Агентство совместно с Министерством индустрии и инфраструктурного развития приняли Дорожную карту по развитию конкуренции на рынке гражданской авиации, направленную в том числе на снижение стоимости авиабилетов. Она содержит следующие меры:

  • реализовать 100% акций Qazaq Air и Air Astana;
  • выделить Fly Arystan как отдельный субъект рынка до момента приватизации;
  • увеличить сроки действия режима "открытое небо" до 2028 года, а также обеспечить действие этого режима для всех 13 международных аэропортов Казахстана с предоставлением всем иностранным авиакомпаниям государств-членов Международной организации гражданской авиации прав на выполнение пассажирских полётов в аэропорты без ограничения частот с учётом технических возможностей аэропортов;
  • закрепить недискриминационный доступ розничных реализаторов авиатоплива к топливо-заправочным комплексам аэропортов, а также проработать вопросы строительства альтернативных топливозаправочных комплексов в аэропортах страны.
Автор
Новости партнеров