80% нефти под ударом: Казахстан рискует потерять миллиарды из-за атаки на КТК

8 декабря 2025 г. 11:39 / Новости Казахстана

Аналитик нефтегазовой отрасли Абзал Нарымбетов, автор телеграм-канала Energy Analytics, заявил, что через трубопровод КТК проходит около 80% экспорта казахстанской нефти и почти половина всей экспортной выручки страны. По его словам, не менее 20% доходов бюджета зависит от этих поставок, передает ArbatMedia.

Напомним, 29 ноября украинские беспилотники атаковали морской терминал Каспийского трубопроводного консорциума в районе Новороссийска. В результате один из выносных причалов получил серьёзные повреждения. Второй на момент атаки находился на ремонте, поэтому в работе осталась только одна точка отгрузки. Это создало серьёзные риски для системы экспорта нефти Казахстана.

По словам Нарымбетова, если поставки по КТК полностью остановятся, резервов хватит примерно на 10 дней. При текущей работе одного причала, который может обеспечивать около 65–70% от обычного потока, Казахстан сможет продержаться 20–30 дней. За это время планируется завершить ремонт второго причала. Однако восстановление третьего причала может занять несколько месяцев, и пока неизвестно, возможно ли восстановление полностью.

Альтернативные маршруты существуют, но их возможности ограничены и стоят дороже. Казахстан может отправлять нефть через Баку–Тбилиси–Джейхан, по маршруту Атырау–Самара с выходом на «Дружбу», а также в Китай. Но суммарно эти направления могут принять не более 20 млн тонн в год и требуют согласований с транзитными странами, у которых есть свои условия.

Эксперт считает, что вопрос диверсификации давно вышел за рамки обсуждений и должен стать реальной стратегией. Речь идёт о развитии альтернативных маршрутов, снижении стоимости транспортировки и укреплении сотрудничества с Азербайджаном. Нарымбетов также предлагает создать отдельный государственный орган, который будет заниматься долгосрочным управлением нефтегазовой логистики.

Атака под Новороссийском показала, что зависимость от одного экспортного направления остаётся серьёзным риском. Сейчас главная задача — повысить устойчивость системы поставок.

Новости партнеров