20 марта казахстанцы отмечают Ұлттық спорт күні
Сегодня в рамках декады Наурызнама объявлен Национальным днем спорта - Ұлттық спорт күні. На 20 марта в 2024 году также приходится пик весеннего равноденствия, передает Arbat.media.
Задолго до научного объяснения дня весеннего равноденствия наши предки придавали особое значение этому времени, видя в нем что-то магическое, и связывали с ним множество ритуалов и обычаев. В этот день проводились особые обряды, символизирующие новую жизнь и очищение. После праздника принято было начинать сеять семена и готовиться к новому сезону.
Наурызнама, кстати, упоминается в научных работах таких известных писателей-философов, как Махмуд Кашгари, Машхур Жусуп Копейулы, Абай Кунанбайулы и Мухтар Ауэзов.
Веками люди наблюдали за признаками, связанными с днем весеннего равноденствия, обращая внимание на погоду и поведение животных. Например, таяние сосулек и звонкие капли считались предвестниками плодородного урожая и теплого лета. Если в день весеннего равноденствия была прохладная погода, народ полагал, что следующие 40 дней будут холодными.
Традиционно казахи праздновали Наурыз в течение нескольких дней, и называли этот период Наурызнама. Каждый день праздника имел особый смысл.
В Казахстане в этом году празднование Наурыза будет длиться с 14 по 23 марта.
Вчера, 19 марта, в рамках декады Наурызнама казахстанцы отметили Жаңару күні (День обновления).
Сегодня, 20 марта, объявлен Национальным днем спорта (Ұлттық спорт күні). В этот день во всех регионах страны организуются различные соревнования по исконно казахским видам спорта - байга, кокпар, аударыспак, жамбы ату, тенге ілу, қусбегілік и асык ату, тогызкумалак, стрельба из лука. Во время этих соревнований зритель может познакомиться с обычаями и традициями казахского народа.
Аударыспак - это борьба на лошадях, в которой принимают участие самые ловкие наездники, способные держаться в седле. Суть борьбы заключается в том, что двое всадников верхом на лошади соревнуются в том, кто из них сможет стащить противника с лошади.
Байге - тоже вид конного спорта, в котором побеждает не всегда самый сильный и быстрый участник, а тот, кто обладает грамотной организацией обучения, умением адаптироваться к изменяющимся условиям соревнования и разумно использовать силу лошади. Этот национальный вид спорта способствует развитию выдержки, находчивости и смелости.
Асык ату, или игра в асыки, является одной из древнейших казахских национальных игр. Она нашла свое начало в древности и связана с кочевым образом жизни казахов, основанным на разведении скота. Эта игра способствует укреплению нервной системы и развитию качеств, таких как точность, расчетливость и выносливость.
Жамбы ату - древняя казахская игра, проверяющая ловкость и меткость стрелка. В соревнованиях по жамбы ату стрелок стремится попасть в жамбу - мишень, которая размещается на столбе на расстоянии ста метров. Участник стреляет из лука, скача на коне мимо жамбы на полной скорости. Попадание в жамбу считается достижением цели.
Кокпар - охота на волка. В игре две команды соревнуются за тушу козла, пытаясь забросить ее в казан противника. Кокпар объединяет в себе элементы борьбы, регби и верховой езды, представляя собой экстремальный вид спорта, требующий высоких физических навыков и выносливости.
Қазақша күрес - это древняя казахская борьба, которая является неотъемлемой частью праздничных мероприятий. Сегодня в Казахстане проводятся соревнования республиканского и международного значения по национальной борьбе, что говорит о растущем международном значении к этому виду спорта.
Охота с ловчими птицами имеет несколько видов, наиболее распространенная среди которых - с беркутом. Для проведения соревнования выбирается поле, на которую выпускаются дикие звери. Победителем считается тот беркутчи, чья птица первой поймала птицу.
Тогызкумалак- казахская народная настольная логическая игра на доске, в которой 18 игровых и две накопительные лунки. В основу игры положено число 9 (девять игровых лунок, в каждой лунке изначально по девять шариков), считающееся у тюрков священным. Игра развивает математическое мышление и воспитывает выдержку. Партия может продолжаться четыре-пять часов. В ходе игры соперникам приходится использовать все четыре основных математических действия. Игра строится не только на скорости подсчета, но и на тактике.