Потепление в отношениях между США и Китаем может стимулировать евразийскую торговлю

6 ноября 2025 г. 16:02 / Мир
ArbatMedia

США также постепенно наращивают активность в регионе, хотя интерес Китая к инфраструктуре Центральной Азии прочно закрепился в рамках его инициативы «Пояс и путь», передает Arbat.Media.

По мнению грузинского политолога Эмиля Авдалиани, после многолетней эскалации американо-китайского торгового и технологического противостояния, недавний саммит президента США Дональда Трампа и председателя КНР Си Цзиньпина в Пусане показывает, что обе стороны, возможно, стремятся к паузе и частичному перезапуску отношений.

Фото: МИОР РК

Смягчение тарифов и договорённости о возобновлении торговых контактов свидетельствуют о прагматическом повороте после периода наращивания тарифов и экспортных ограничений. Если напряжённость в торговле продолжит снижаться, «волновой эффект» может выйти за рамки Вашингтона и Пекина. Цепочки поставок, логистические коридоры и транзитные стратегии по всему евразийскому пространству могут быть пересмотрены.

Эксперт убежден, что в этом контексте Центральная Азия, вероятно, выдвинется в качестве ключевого географического узла между двумя державами. Долгое время служившая проводником торговли по древнему Шёлковому пути, сегодня она вновь приобретает стратегическое значение, поскольку и Соединённые Штаты, и Китай стремятся обеспечить новые сухопутные соединения и снизить уязвимости глобальной логистики. Казахстан, соединяющий крупные рынки Европы и Азии, стал критически важным звеном международных перевозок. Помимо этой роли, страна намерена задействовать свои 220 млн гектаров сельхозугодий для наращивания экспорта агропродукции и укрепления глобальной продовольственной безопасности.

При этом, интерес Китая к инфраструктуре Центральной Азии прочно закрепился в рамках инициативы «Пояс и путь», но США также постепенно наращивают активность. Этому есть ряд причин.

Средний коридор – официально Транскаспийский международный транспортный маршрут – соединяет Китай с Европейским союзом через Центральную Азию, Каспийское море и Южный Кавказ. Он имеет и стратегическую ценность, поскольку обходится без маршрутов через Россию и Иран. Для Вашингтона это представляет собой стратегическую альтернативу, соответствующую его цели диверсифицировать торговые потоки между Азией и Европой и снижать зависимость от путей, контролируемых недружественными государствами.

Казахстан поддерживает эту стратегию диверсификации, выступая нейтральным узлом в Евразии.

За последние пять лет грузопоток по Среднему коридору, по сообщениям, увеличился в шесть раз. В 2024 году по маршруту прошло около 4,5 млн тонн грузов, что на 62 % больше, чем годом ранее. К 2027 году Казахстан намерен удвоить объёмы до 10 млн тонн, превратив коридор в один из самых быстрорастущих маршрутов евразийской торговли.

Для американских политиков и бизнеса привлекательность носит столь же практический, сколь и геополитический характер. Более короткие и диверсифицированные транзитные коридоры снижают риск отказа в одной точке, уменьшают зависимость от инфраструктуры, контролируемой противниками, и расширяют возможности для коммерческой и оборонной логистики. Они также открывают потенциальные возможности для компаний США в области транспортных технологий, управления логистикой и цифровых таможенных систем.

Несмотря на общую границу и с Китаем, и с Россией, Казахстан поддерживает конструктивные отношения со всеми крупными державами, включая США, проводя так называемую многовекторную внешнюю политику. Это позволяет Вашингтону реализовывать инфраструктурные и торговые инициативы, не вынуждая Астану к бинарному выбору. 6 ноября ожидается встреча президента Дональда Трампа с лидерами пяти стран Центральной Азии; в повестку могут войти критически важные минералы, торговля и транзит. Укрепление транспортных связей предоставит США возможность углубить своё участие в экономическом развитии Центральной Азии.

Имеются возможности для вовлечения США в модернизацию железных дорог, портов и таможенных систем вдоль Среднего коридора. Такие проекты расширят доступ американских компаний к рынкам. Недавняя сделка США и Казахстана по локомотивам на сумму 4,2 млрд долл. США демонстрирует, как подобное сотрудничество может работать на практике.

Для Китая, между тем, участие США в развитии коридора вряд ли будет восприниматься как угроза. Средний коридор соответствует целям Пекина в рамках инициативы «Пояс и путь»: повышение качества инфраструктуры, расширение связности и подключение его западных провинций – Синьцзяна и Ганьсу – к новым экспортным маршрутам. Укрепляя сухопутные коридоры через Центральную Азию, Китай может диверсифицировать логистику и снизить зависимость от морских путей, уязвимых к геополитическим или военно-морским нарушениям.

Тем не менее развитие Среднего коридора остаётся в стадии реализации. Для достижения эффективности, сопоставимой с устоявшимися северными и морскими маршрутами, требуются значительные инвестиции. Казахстан вкладывает миллиарды в модернизацию транспортно-логистической инфраструктуры, включая крупные обновления каспийских портов и создание новых мультимодальных логистических платформ. Свой вклад вносит и Европейский союз в рамках инициативы Global Gateway. Однако для раскрытия полного потенциала коридору потребуются более тесная координация и дополнительное финансирование – направления, где участие США может оказаться полезным.

Для Вашингтона более мощный Средний коридор означал бы диверсификацию торговых маршрутов, повышение устойчивости цепочек поставок, углубление экономического участия США в Центральной Азии и снижение зависимости региона от какой-либо одной державы. Вместе с тем достижение этих целей требует терпения и долговременного вовлечения. Инфраструктура создаётся медленно, а её гармонизация между множеством юрисдикций идёт ещё медленнее.

Если Вашингтон и Пекин действительно вступают в фазу частичной разрядки после саммита в Пусане, значение Среднего коридора, вероятно, возрастёт. Перенастройка цепочек поставок, диверсификация транзита и инфраструктурная конкуренция будут пересекаться именно в Центральной Азии. В случае снижения тарифов и ускорения репатриации производств или их переноса в дружественные юрисдикции («friendshoring») такие маршруты, как Средний коридор, лишь укрепят своё стратегическое значение для трансевразийской торговли.

В более долгосрочной перспективе наращивание американо-китайской торговли естественным образом увеличит объём товаров, пересекающих Евразию. От этого выиграют все заинтересованные стороны: Китай получит новые сухопутные варианты, США и их союзники усилят устойчивость цепочек поставок, а Казахстан, расположенный в центре, реализует свою амбицию стать главным транзитным узлом по оси Восток-Запад.

Для Вашингтона и Пекина Средний коридор предоставляет возможность превратить спорный регион в общий торговый канал. Если обе стороны смогут преодолеть инстинкт рассматривать Центральную Азию исключительно через призму соперничества, она может стать одной из немногих сфер, где интересы США и Китая совпадают.

Новости партнеров