Госдума запретила рекламу в соцсетях Instagram и Facebook
Государственная Дума приняла закон, запрещающий размещение рекламы на сайтах организаций, деятельность которых признана нежелательной в России, а также на запрещенных информационных ресурсах. Закон, в частности, касается соцсетей Instagram и Facebook, принадлежащих компании Meta, признанной экстремистской в РФ, передает ArbatMedia.
Юристы прогнозируют штрафы как для рекламодателей, так и для распространителей рекламы. Эксперты, опрошенные Би-би-си, оценивают возможные потери блогеров в 2 млрд рублей и считают, что запрет ударит не только по их доходам, но и по прибыли крупных ритейлеров.
Закон вступит в силу 1 сентября, если его одобрит Совет Федерации и подпишет президент Владимир Путин. Нарушителям будет грозить штраф по статье 14.3 КоАП РФ ("Нарушение законодательства о рекламе"): для граждан - от 2000 до 2500 рублей, для должностных лиц - от 4000 до 20000 рублей, для юрлиц - от 100000 до 500000 рублей.
Пока неясно, какие именно посты будут считаться рекламными. Юристы говорят, что остается "крючок для контроля публикаций".
«Под запрет попадает размещение рекламы на сайтах организаций, которые в России признаны нежелательными, экстремистскими или террористическими. [В свое время] внесение Meta в перечень экстремистских организаций сопровождалось разъяснением, что Facebook и Instagram решение [о размещении рекламы] не коснется. При этом обе соцсети в России заблокированы, также известны случаи, когда суды назначали людям штрафы из-за логотипа Facebook на сайте», — сказал Би-би-си юрист, работающий в сфере цифрового права, пожелавший остаться анонимным.
По словам экспертов, маловероятно, что ФАС будет целенаправленно охотиться за Instagram-блогерами, рекламирующими торты или путевки. Однако, ожидаются прецеденты преследования за любую рекламу в Instagram.
Блогеров обязали маркировать рекламу и заносить данные в ЕРИР еще с сентября 2022 года. При этом, РКН с января 2025 года рекомендовал маркировать рекламу и в Instagram, несмотря на то, что эта соцсеть не входит в перечень, утвержденный ведомством. Остается неясным, будут ли штрафовать блогеров за маркированные посты, размещенные до принятия закона.
Во время обсуждения законопроекта Александр Хинштейн, один из его соавторов, заявил, что суть закона — в борьбе с зарубежными ресурсами, ведущими "открытую антироссийскую антигосударственную деятельность". Цель закона - контролировать высказывания россиян на публичных платформах и наказывать критиков российского правительства.
Агентства, сотрудничающие с блогерами, прогнозируют большие финансовые потери. По оценкам специалистов, потери российских блогеров составят около 2 млрд рублей в год.
До запрета для закупки рекламы в Instagram использовались "серые" схемы, когда рекламодатель покупал рекламные интеграции в разрешенной соцсети (например, VK), а за эти же деньги получал пост и в Instagram, не указывая его в документах.
По словам источника Би-би-си в одном из крупных рекламных агентств, сейчас "все будут отчаянно придумывать схемы на будущее: пост без пометки "реклама" в Instagram и такой же пост, но с пометкой, в VK".
При этом Хинштейн заявлял, что за 2023 год и первые пять месяцев 2024 года россияне потратили на рекламу в инстаграме 3,1 млрд рублей.
Альтернативной площадкой для блогеров может стать Telegram, однако нарастить аудиторию там гораздо сложнее. По словам экспертов, цена подписчика в Telegram значительно выше, чем в Instagram.
Пока закон не вступил в силу, юристы советуют избегать акцента на конкретном товаре или услуге, избегать классических рекламных формулировок и оформлений постов.
«Если кондитер просто рассказывает о своей работе — например, „печем торты на заказ, вот наши вкусы", „освободилось окно на май", — то это не реклама, а описание деятельности, и маркировать такой контент не нужно, — объясняет юрист Анна Рязанова. — Закрепленный пост с надписью: „ТОРТ „ПЕТУШОК" — наш хит! Самый вкусный, самый лучший! Только до пятницы скидка 30%! Закажи сейчас!" в теории может попасть под признаки „саморекламы". Но контролирующие органы определяют, реклама или нет, в каждом конкретном случае, исходя из содержания информации и всех обстоятельств ее размещения».
По мнению экспертов, новый закон направлен на наказание западных платформ, отказывающихся подчиняться требованиям российского законодательства.