"Она утонула": 24 года со дня гибели подводной лодки «Курск»

12 августа 2024 г. 13:06 / Эхо Москвы
AFP 2024

12 августа исполнилось 24 года со дня катастрофы атомной подводной лодки «Курск», унесшей жизни 118 человек. Спасательная операция «Курска» стала первой в истории российского атомного подводного флота, по итогам которой не спасли ни одного человека, передает ArbatMedia.

12 августа 2000 года в Баренцевом море во время учений Северного флота, на борту подводной лодки «Курск» произошел взрыв. Взрыв был настолько мощным, что его зарегистрировали сейсмологические станции по всему миру.

Первоначальные версии трагедии включали столкновение с иностранной субмариной или миной времен Второй мировой войны, но позже выяснилось, что катастрофа была вызвана внутренним взрывом одной из торпед на борту лодки.

В первые дни после катастрофы, российские официальные лица заявляли через средства массовой информации, что с экипажем «Курска» установлена связь. Позднее сообщалось о наличии акустического контакта с подводной лодкой. Однако эти заявления не соответствовали действительности, что вызвало сильное возмущение общественности.

Операция по спасению экипажа «Курска» длилась несколько недель и была неудачной: все 118 членов экипажа погибли, а сама лодка затонула на глубине около 108 метров. Проведенное Россией расследование показало, что причиной катастрофы стала техническая неисправность, а действия по спасению экипажа подверглись жесткой критике за медлительность и отсутствие координации.

Гибель «Курска» вызвала множество вопросов о готовности и способности российских властей, военных и спасателей реагировать на такие ЧП.

Семьи погибших моряков и общественность долгое время требовали правды и справедливости.

Проведенное Россией расследование показало, что причиной катастрофы стала техническая неисправность, а действия по спасению экипажа подверглись жесткой критике за медлительность и отсутствие координации.

Тем не менее, для большинства россиян и мирового сообщества эта трагедия стала символом человеческой ошибки, недооценки угроз и сложности работы военных в экстремальных условиях.

Глава РФ Владимир Путин, чей первый президентский срок начался за несколько месяцев до этого, на момент трагедии находился в отпуске в Сочи, куда он отправился 12 августа 2000 года, в день катастрофы. О случившемся ему сообщили лишь на следующий день, а общественности было объявлено о трагедии только 14 августа.

Несмотря на ЧП с «Курском» президент РФ не прерывал свой отпуск до 18 августа, чем вызвал шквал критики. Позже Путин заявил, что присутствие высокопоставленных чиновников на месте бедствия мешает спасательной операции.

По словам вице-премьера Ильи Клебанова, возглавлявшего правительственную комиссию по расследованию причин аварии, еще 14 августа было известно, что все моряки погибли. При этом Путин 16 и 20 августа продолжал утверждать, что предпринимаются «все усилия для спасения моряков». Заявления вызвали ещё большее недовольство общественности и усилило критику в адрес властей.

Лишь 22 августа власти официально признали гибель всего экипажа «Курска», президент Путин подписал указ о трауре в связи с трагедией в Баренцевом море и посетил посёлок Видяево, где встретился с родственниками погибших моряков. На этой встрече Путин впервые сообщил, что в подводной лодке была «очень большая пробоина», однако это заявление не было сделано публично — встречу записали на диктофон журналисты, и лишь позже эта информация стала известна широкой публике.

Однако крупное ЧП с подводной лодкой и гибель более 100 человек не стали причиной отмены зарубежных поездок властей.

Уже 8 сентября 2000 года, во время визита в США Владимир Путин дал развернутое интервью CNN, во время которого на вопрос журналиста Ларри Кинга «что случилось с субмариной?», ответил «она утонула».

Также в сентябре 2000 года депутатские фракции СПС, Яблоко и ОВР предложили создать парламентскую комиссию по расследованию катастрофы, но для реализации этой инициативы не хватило голосов.

Итоги расследования показали, что причиной катастрофы стала утечка топлива из торпеды 65-76А «Кит», вызвавшая взрыв в торпедном аппарате № 4. Последовавший пожар привел к детонации других торпед, что и стало причиной гибели подводной лодки. Торпеды данного типа были признаны небезопасными, однако одна из них не была изъята из-за путаницы в документах и оставалась на борту «Курска».

Вице-адмирал Валерий Рязанцев, участвовавший в расследовании, выдвинул альтернативную версию, согласно которой причиной взрыва стал контакт торпеды с необезжиренным воздухом высокого давления, что привело к её детонации. В докладе Рязанцева также указывалось на недостатки в конструкции лодки, которые способствовали масштабности катастрофы.

Помимо официальной версии, рассматривались и другие, такие как попадание торпеды или ракеты с другого корабля, столкновение с другой подводной лодкой, диверсия или подрыв на мине времен Великой Отечественной войны. Однако все эти версии были отвергнуты в ходе расследования.

Напомним, расследованием гибели «Курска», а также спасательной операцией занимались исключительно российские эксперты. Иностранных специалистов, а том числе спасателей с передовым морским спасательным оборудованием, несмотря на их многочисленные обращения с предложением помощи, так и не допустили.

Новости партнеров