Технологии завезли, а институты и права - нет - Шульман о богатых в Казахстане
О разрыве и неравенстве между богатыми и бедными рассказала российский политолог и публицист Екатерина Шульман в интервью Youtube-каналу BaitassovLive, передает arbat.media.
Арманжан Байтасов, задавая вопрос гостье, привел слова Касым-Жомарта Токаева, которые он произнес во время встречи с крупными бизнесменами Казахстана после печально известных январских событий. Тогда президент сказал, что более 50% богатств сосредоточено в руках 162 людей. Байтасов поинтересовался у Шульман, почему этот разрыв настолько велик, в частности, в Казахстане.
По ее мнению, в целом, страны второго мира или развивающиеся страны, это страны более высокого неравенства.
То есть, к ним пришел капитализм, к ним пришла рыночная экономика, но при этом регулирования, характерного для стран устойчивых демократий и стран "старых денег", еще нет. То есть, технологии завезли, товары завезли, а институты и права пока еще в полной мере не подарили. Их элиты начинают обогащаться судорожно. В особенности, если это ресурсные страны, то есть, страны, экономика которых построена в основном на экспорте природных богатств и там соблазн очень велик. Вот сел на скважину и ты счастлив, и дети твои и внуки тоже счастливы, а остальные граждане как-нибудь подождут, - рассказывает Шульман.
Политолог утверждает, что граждан в этих странах легко успокоить, потому что обычно у них начинается рост благосостояния с очень низкой базы. "Их легко порадовать".
Справедливости ради надо сказать, что низкий индекс Джини, то есть, соответсвенно, высокий уровень равенства характерен для Европы и в особенности для Северной Европы. Это достигается высокими налогами, довольно высоким уровнем государственного регулирования, определенной сложившейся политической культурой, то есть, выработанными, повторяющимися практиками, которые запрещают, например, демонстративное потребление. Там нельзя выйти в золоте и бриллиантах из роскошного лимузина, потому что тебя не поймут и ты будешь выглядеть дикарем. Поэтому хозяева гигантских производств и наследники огромных состояний живут чрезвычайно скромно и катаются на велосипедах, радуя себя иначе, у них другие способы сделать это иначе, - отмечает Шульман.
Она убеждена, что недовольство бедных людей богатыми людьми вызвано демонстративным потреблением последних. То есть, если бы его не было, то и не было бы недовольства.
Но демонстративное потребление в такой форме там не присутствует. Вообще, этот разрыв в принципе сокращается по ходу прогресса. То есть, в традиционном обществе все было понятно: кто много кушает, он хорошо живет, богат, кто мало кушает, тот, соответственно, бедный. Разница была радикальной, более того, элиты старались ее подчеркивать. В традиционных обществах элиты часто по другому одеваются, стараются говорить на другом языке, едят другое, всячески подчеркивая свое отличие в ежедневных практиках от простого народа. Это закончилось с эпохой буржуазных революций, когда народившийся средний класс стал возмущаться, спрашивая "Зачем вы себя так ведете? Почему все так несправедливо устроено и где наши политические права?", - объясняет Шульман.
Но эксперт отметила, что есть и исключения среди западных стран, где неравенство более выражено. Это страны англосаксонского мира (Британия, США), это страны наиболее выраженного неравенства, там капитализм более зверский, менее смягчен трудовым регулированием и социальным законодательством.
Там неравенство больше, но считается, что там и возможностей больше. А вот "второй мир" (развивающиеся страны) в этом смысле отличается ярко выраженным неравенством. Моральные нормы там еще не выработались или они хранят отпечаток норм традиционных. Когда люди возмущаются неравенством, они возмущаются демонстративным неравенством. Если перед ними не маячить роскошью, то люди этот разрыв готовы терпеть, - заключила Шульман.
Екатерина Шульман - российский политолог и публицист, специалист по проблемам законотворчества. Кандидат политических наук.