Не экономика, а пиар Назарбаева: эксперт о вступлении Казахстана в ЕАЭС
Политолог Досым Сатпаев заявил, что решение о вступлении Казахстана в ЕАЭС было принято лично Нурсултаном Назарбаевым с целью улучшить собственный имидж, передает Arbat.media.
По мнению эксперта, экономический аспект союза не являлся первостепенным для бывшего президента, главной целью было создание позитивного образа Назарбаева в качестве главного интегратора в постсоветском пространстве. Сатпаев подчеркнул, что уже на тот момент можно было заметить уязвимые места, которые в будущем могут привести к превращению страны в сырьевой придаток организации, как это произошло с участием в Таможенном Союзе. В дополнение своих слов, он привел высказывание директора Института экономики РАН Руслана Гринберга, который признал, что результаты присоединения Казахстана к ЕАЭС остаются неоднозначными.
В 2010-2011 гг. наблюдался определенный рост импорта из России и Беларуси, а в 2012 году начал сокращаться казахстанский экспорт в эти страны, что стало отрицательно сказываться на внешнеторговом балансе… Таким образом, первые результаты функционирования ТС показали, что масштабы эффектов интеграции для каждой страны-участницы могут существенно различаться, — заявил эксперт в 2013 году.
Сатпаев отметил, что начиная с момента создания Евразийского экономического союза, Россия активно применяла нетарифные меры регулирования торговли. Среди таких мер были санитарные и фитосанитарные ограничения, технические барьеры в торговле, квоты, запреты и другие ограничения. Он особо выделил меры ценового контроля и меры, влияющие на конкуренцию.
И на этом фоне вообще тогда непонятен тезис президента о том, что, несмотря на все эти долгоиграющие проблемы, нам «предстоит создать полноценную «бесшовную» среду взаимодействия на рынке Союза». Мы как ежики из анекдота, которые плачут, жалуются на колючки, но все продолжают лезть на кактус ЕАЭС, — поделился мнение политолог.
Однако с началом войны в Украине, торговый аспект организации потерял для Казахстана свою значимость, так как лишил его основного преимущества — свободного перемещения товаров и услуг. Сатпаев поддержал предложение экономиста Алмаса Чукина о возвращении таможенных служб на внутренние границы ЕАЭС и введении отдельного учета.
Надо идти еще дальше. Это приостановка членства, а потом выход Казахстана из ЕАЭС, опираясь на статью 3 Договора о Евразийском экономическом союзе, где говорится о таких основных принципах, как обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов сторон, — подчеркнул Сатпаев.
Политолог считает, что появление внутри организации военно-политического союза между Россией и Беларусью создает угрозу для Казахстана, так как значительно увеличивается фактор давления на республику, что в свою очередь опять же будет противоречить все той же статье 3 Договора о Евразийском экономическом союзе.